X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Розыск на Коптяковской дороге

Александр Авдонин — уральский геолог-поисковик, доктор наук, получивший ученую степень не на вузовской кафедре, а, как говорится, на производстве, открывший несколько крупных месторождений с залежами железных руд в нашей и соседних с Уралом областях. Но в то же время Александр Николаевич — организатор и руководитель фонда «Обретение». Он сумел сделать то, что не удавалось многим, — раскрыл тайну захоронения останков царской семьи, расстрелянной в июле 1918 года в Eкатеринбурге в подвале Ипатьевского дома.

Тайна была раскрыта 12 июля 1991 года. Затем начались напряженное исследование, экспертиза в ведущих российских и зарубежных лабораториях, поиск архивных данных. Состоялось несколько международных конференций и симпозиумов (открытие захоронения царской семьи — факт мирового значения), последняя — в сентябре нынешнего, 1994, года, прошла во Львове, собрав множество отечественных и зарубежных ученых, где с докладом («блестящим» — по отзыву москвичей) выступил Александр Авдонин.

— Эта конференция была посвящена вопросам устной истории, и потому мой доклад исследовал пласт устных рассказов, связанных, конечно, с фактом гибели царской семьи, — сказал Александр Николаевич. — Давным-давно довелось мне познакомиться с покойным ныне Геннадием Лисиным, еще пацаном помогал он талантливому следователю Николаю Соколову разыскивать сокрытую большевиками царскую могилу. Весной девятнадцатого года ватага екатеринбургских мальцов прилежно прочесывала лес на Коптяковской дороге. Пробегали они и по Поросенкову логу, видели заваленный землей и пожухлыми листьями настил из шпал, но не разгадали зловещей его тайны. Нашли кострища, где жгли расстрелянных, вещественные доказательства мародерства. Кстати, как ни осторожничали убийцы, их действия видели проезжавшие ранним утром в город крестьяне ближних деревень, а застрявший грузовик с трупами расстрелянных прежде был замечен станционными смотрителями.

Рассказы, сообщения, информация, передававшиеся из уст в уста косвенными свидетелями трагедии, и были подлинной историей, помогавшей в раскрытии преступления. Эти рассказы мне довелось услышать еще в отрочестве, когда я ходил в музей бывшего дома Ипатьева. Большевики (в частности, Быков) в канун юбилея революции хвастались в уральском печатном издании, что, дескать, никто и никогда не узнает, в каком болоте навсегда укрыты кости императорской семьи.

Устные сообщения людей помогли в свое время и следователю Соколову, а позднее — тайной поисковой группе, сформировавшей фонд «Обретение» в конце шестидесятых. Обо всем об этом я и доложил участникам Львовской международной конференции.

Задавалось множество вопросов об итогах международной, длившейся более двух лет, экспертизы по идентификации найденных останков. Исследования в лабораториях России, Украины, Англии, США, Германии вели более 70 криминалистов, биологов, антропологов, историков, архивистов.

Уверен, найди тогда, ранней весной девятнадцатого, Николай Соколов сокрытое захоронение, наша история могла быть иной. Сколько бы миллионов жизней россиян сохранилось, не искорежилась бы национальная нравственность. Но не нашел. Умер Соколов слишком рано, в 1925. Успел, однако, написать и издать в Париже свою главную книгу — «Убийство царской семьи».

Долгие годы я мечтал о ней, но заветного томика не имел. В феврале прошлого года будучи е США, я побывал и в Толстовском фонде, где встретился с дочерью великого князя Константина Романова Верой Константиновной. Там мне подарили книгу Николая Соколова. Сейчас она хранится на специальном стенде в Eкатеринбургском краеведческом музее.

— На «Обретение», на вас, его руководителя, не устает нападать оппозиция…

— Как без нее? Без подначек, уколов, без ставшего привычным для нас шлейфа недоброжелательства, без настойчивых попыток увести исследование в тупик? Мы-то вроде закалились, привыкли к злокозням. А вот великая княгиня Леонида, как говорится, осерчала на «разоблачения» с непременным рефреном «я представляю интересы дома Романовых» по радио и телевидению одного из наших стойких оппонентов — В. Винера. В Eкатеринбург совсем недавно поступил факс из Парижа на его имя: «Я окончательно предупреждаю Вас, что нами принимаются во внимание только мнения и заключение Государственной комиссии, которую возглавляет Ю. Яров. Вы можете только выступить с опровержением своего опрометчивого заявления по телевидению. Впредь прошу не делать никаких заявлений от имени Великой княгини Марии Владимировны или от моего. Леонида». Комментарии, как говорится, излишни. Положа, однако, руку на сердце, признаем: погрешности в исследованиях найденных останков были. Череп, например, принадлежащий Демидовой, — вначале выдавался за царский, который, в свою очередь, скромно значился под N 4. Путь к истине тернист, даже опытнейший антрополог, московский профессор Звягин, «заблудился».

— Однако еще недавно считалось, что среди костных останков Николая II, Александры Федоровны, княжен Ольги, Татьяны, Марии» доктора Eвгения Боткина, сенной девушки Демидовой, повара Харитонова, камердинера Труппа не было останков Алексея и Анастасии, что как бы подтверждало множество существовавших легенд о чудесном их спасении.

— Никто из царских пленников и их окружения не вышел живым из подвала «дома особого назначения»: большевики умели убивать и скрывать следы убийства. Сентиментальная легенда о чудесно спасшейся юной княжне — изощренная «деза» самих руководителей революции, на что они были большими мастерами. Кстати, из Олдермастона (Англия) только что пришло сообщение: экспертиза анатомических частиц, сохраненных в американской клинике, где выдававшей себя за спасшуюся Анастасию Романову Анне Андерсон была сделана операция, подтвердила несостоятельность притязаний.

Из признаний участника сокрытия (не захоронения!) Стрекотина точно известно, что Алексея и одну из младших княжен — сожгли. Развеяны ли их косточки по лесу, их прах засыпан ли землей, где они, возможно, сгнили? Но в общей яме их нет.

— Нет скелета Марии?

— Да, таков вывод большинства экспертов, криминалистов, антропологов (американцы, правда, настаивают на Анастасии). В общей сложности 70 специалистов пришли к общему итогу. С черепами применялся метод фотосовмещения, сравнивались прижизненные фотографии, собранные по крохам среди пыльных старых документов в многотомных архивах.

— Eсть ли шанс отыскать останки Марии и Алексея?

— Сейчас такой шанс появился: разработан оригинальный метод определения костно-биологического вещества в земле. Необходимы лишь деньги, которых у фонда нет, мы даже лишились своего помещения: нечем платить за аренду. Конечно, можно обратиться за рубеж, и незамедлительно получим необходимые суммы для дальнейших поисков. Но дело чести для нас, россиян, самим, на собственных возможностях завершить розыски на Коптяковской дороге. Научная экспертиза поднятых из земли останков — это профессиональная взаимопомощь ученых, в какой части мира они ни жили бы. В данном же случае финансирование извне считаю недопустимым — святое дело должны завершить сами россияне.

— Когда и где будут захоронены царские останки?

— Тома уголовного дела, вещественные доказательства — пули, веревки, обломки керамической, для кислоты, посуды, находятся сейчас в Прокуратуре России, в Москве на Кузнецком мосту. Каждый месяц собирается правительственная комиссия. На октябрьском заседании уточнялись итоги идентификации царских останков, ведение следственно-уголовного дела по факту убийства императорской семьи и членов императорской фамилии в Eкатеринбурге, Перми, Алапаевске. А захоронение найденных останков предполагается в марте будущего, 1995, года, в Санкт-Петербурге. Я же ратую за то, чтобы на Коптяковской дороге, принявшей их прах, на последней дороге государя, его семьи, верных слуг, добровольно разделивших трагическую судьбу Романовых, был сооружен мемориальный парк.

***
фото: На снимке Владимира Казакова – Александр Авдонин

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта