«Тюменский рабочий» — на острие торпедных атак
В годы Великой Отечественной войны Тюменский судостроительный завод N 639 строил торпедные катера типа «Г-5». Сдаточный период на заводе был коротким — 183 дня в году, но тем не менее стапельный цех регулярно производил закладку м выпуск четырех катеров в месяц/
27 марта 1943 года городская газета «Красное знамя опубликовала обращение тюменских корабелов: «Мы решили организовать сбор средств на строительство звена боевых катеров «Тюменский рабочий». Пусть катера, построенные на наши трудовые сбережения, беспощадно уничтожают фашистских гадов и приближают радостный день полной победы над ненавистными захватчиками».
Необходимые средства для строительства трех торпедных катеров были собраны. Вскоре катера с заводскими номерами «ТКА-210», «ТКА-213», «ТКА-235» и надписью на борту «Тюменский рабочий» сошли со стапелей.
18 сентября 1943 года совместным решением заместителя наркома ВМФ адмирала Галлера и заместителя наркома судостроительной промышленности Каплуна «законченные и испытанные катера проекта 116 (Xl-бис), построенные заводом Ni 639 за N 210 и 213, приняты в состав Военно-Морского Флота». Чуть позже был включен в состав действующих и катер «ТКА-235». 29 октября звено вошло в состав 3-го дивизиона бригады торпедных катеров Балтийского флота!. Командовал дивизионом капитан 3 ранга Алексей Петрович Крючков.
После вступления в строй катера звена «Тюменский рабочий» получили новые бортовые номера. «ТКА-210» стал именоваться «ТК-55». Eго командиром был назначен старший! лейтенант Василий Максимович Макаров, 1919 года рождения, уроженец села Михайловка Кущевского района Краснодарского края.»ТКА-213″ стал «ТК-65». Экипаж этого катера возглавил лейтенант Михаил Михайлович Задоя, 1919 года рождения, уроженец села Сычевка Коминтерновского района Одесской области.
Последний катер звена «Тюменский рабочие» с заводским номером «ТКА-235» после вступления в строй стал «ТК-135». Командиром катера был назначен старший лейтенант Николай Семенович Филимонов, 1918 года рождения, уроженец Москвы.
Тюменское звено в составе отряда, которым командовал капитан-лейтенант Василий Михайлович Старостин, стало готовиться к предстоящим боям.
К этому времени катерники Балтики успешно действовали в Нарвском и Выборгском заливах», нанося врагу чувствительные удары. Гитлеровцы стремились уничтожить базы торпедных катеров. 25 мая 1944 года «юнкерсы» сбросили бомбы на пирс Усть-Луги. От близкого разрыва бомбы загорелся «ТК-55», но экипаж сумел потушить пожар.
В ночь на 29 мая 1944 года катера «ТК-55» и «ТК-65» совершили свой первый боевой поход. Моряки обнаружили и атаковали вражеские тральщики. Противник открыл бешеный огонь, но уже через несколько минут все три тральщика скрылись под водой. Два катера с гордой надписью на борту «Тюменский рабочий» открыли свой боевой счет.
В ночь на 6 июня тюменские катера вновь бой — с конвоем ч фашистских кораблей из 28 вымпелов. Катера нанесли удары о двух сторон. В разгар схватки н а катере «ТК-55» старшего лейтенанта Макарова перебило бензиновую магистраль и масляный бак. Мотористы Василий Плетнев, Александр Пирожков и В.Деликов в критический момент атаки руками закрыли пробоины, из которых било горячее масло. Боцман катера старшина 1 статьи М.И.Ксенофонтов и пулеметчик старшина 2 статьи А.E.Сычков были ранены,, но вели огонь по врагу.
8 результате боя пять вражеских кораблей было потоплено, еще один тральщик; получил серьезные повреждения. Экипажи катеров, отличившиеся в этом бою, были награждены орденами и медалями, а капитан 3 ранга Василий Михаилович Старостин 22 июля 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза.
Звено «Тюменский рабочий» активно участвовало в боях в Прибалтике и в Бюсточной Пруссии. В ночь на 28 апреля 1945 года «ТК-135» старшего лейтенанта Н.С.Филимонова двумя торпедами на рейде порта Хель потопил транспорт «Эмиль Заубер».
9 мая 1945 года торпедные катера звена «Тюменский рабочий», высадив 580 пехотинцев на датский остров Борнхольм, завершили свой славный боевой путь по волнам седой Балтики.