Хором поют все… Умеют петь немногие
С Валентиной Викторовной Петровой, профессором тюменского института искусств и культуры и дирижером, мы целую неделю пытались выяснить природу хорового пения. Помогали нам Валентина Викторовна Багрова, концертмейстер, участники хора — будущие дирижеры. Очень загадочной оказалась природа хорового пения, непостижимой. И поэтому очерк, который я самонадеянно хотела написать, пока не написан. Пусть будет зарисовка. Зарисовка о Тюменском камерном хоре.
Хором Тюмень гордится. Ну, не вся Тюмень… Работники культуры. Те, кто слышал, — восхищаются. Иностранцы визжат от восторга, зовут на гастроли. Мировой уровень! У хора особый тембр, в общем-то, не особенно свойственный академическим хорам, не подавляющий, органный, а… Чувствуется, что поют молодые. Тем, кто хор не слышал, наверное, трудно понять, о чем я.
Постараюсь говорить только о том, что понятно всем. Например, о том, как дирижер добивается успеха. Точнее — как он добивается того, чего хочет.
Мне рассказали притчу. Очень старая притча. Про Древнюю Русь. Один из певчих однажды пел так, что голос его все слышали и сразу заметили: поет он Необыкновенно, не как всегда. Хорошо поет. Сказали ему об этом монахи, и он ответил: «Да, я знаю, что пою лучше всех, что я не такой, как все». Гордыня певчего была наказана жестоко: его вымазали в навозе и заставили петь так. Хочешь быть не как все — получай.
Конечно, применять древние методы никому сейчас в голову не придет. Но как удается дирижеру передать хору свое видение музыкального произведения! И не только передать, а заставить видеть так же. В хоре поют будущие дирижеры, у них у каждого свое мнение…
— Объяснять, чего я хочу, конечно, приходится, но чаще показываю — голосом. Мне кажется, что интерпретация музыкального произведения — это прежде всего расшифровка замысла автора. А раз так, то значение имеет прежде всего не мой вкус, а то, что в произведении на самом деле есть. Это не значит, что в идеале все должны петь одинаково. Хоры отличаются, и прежде всего тембром.
От чего же зависит тембр?
— От голосов, — отвечает Валентина Викторовна Петрова. Прежде всего — от голоса солиста, к нему все тянутся. Вот у нас Ирина Бибеева — солист, за ней тянется вся группа первого сопрано. И в каждой группе есть такой лидер. Но вообще-то тембр хора — это сумма тембров всех участников хора.
Похоже, это часть отгадки. Eсли индивидуальности не подавлять, они сплетаются в новую индивидуальность. А вот как плести этот венок, не повредив ни стебелька, — это секрет мастера.
Итак, у хорошего хора всегда — особенный звук. Особенный звук — только у хорошего хора. Остальные хоры — одинаковы.