X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Откуда растут цены, и где у цен ноги?

И почему цена, скажем, на мясо растет относительно стабильно, пропорционально прогрессирующей инфляции, а масло за пару- тройку месяцев подорожало в несколько раз, «зашкалив» кое-где уже за тридцать тысяч?!

Вопрос, конечно, интересный. И не менее запутанный Нет, пожалуй, человека — о эксперта-экономиста до домохозяйки — в неблагополучном отечестве нашем, который бы не ломал голову по поводу хотя бы этого неразрешимого (?) ребуса. Одни в сердцах кроют президента и правительство, коммерсантов и местное самоуправление, другие обреченно раз водят руками. Третьи ссылаются на всеобъемлющее понятие РЫНОК.

А что думают чиновники руководители служб и ведомств, контролирующих и, в какой-то мере, регулирующие ценообразование? И есть ль возможность хоть как-то обуз дать ценовой беспредел?

По мнению председателя комитета цен городской администрации Eлизаветы Зольниковой, цены диктуютпроизводители и бесчисленные посредники.

— Комитет не имеет праве декларировать закупочные цены, — поясняет Eлизавета Тимофеевна. — Мы можем снизить только торговую надбавку. 21 декабря, в связи с резким повышением цен на молочную продукцию, мэр города Степан Киричук подписал два распоряжения: «С социальной поддержке населения», которое предусматривает повышение суммы адресной дотации малоимущим категориям горожан, «О снижении торговой надбавки». Торговая надбавка на молоко снижена с 25 процентов до 15. Что же касается масла, думаю, нынешние цены не предел.

Заместитель начальника антимонопольного управления Анатолий Крекнин считает, что нынешний рывок цен на масло был предопределен, по крайней мере, еще год назад, когда Россия закупила большую партию импортного масла.

— В мае-июне, когда себестоимость масла уже приближалась к пяти тысячам рублей за килограмм, на тюменском хладокомбинате были еще значительные запасы заранее закупленного импортного масла. За две с половиной тысячи. Потребитель, естественно, покупал то, что подешевле. Сложилась демпинговая ситуация. В итоге местные предприятия, АО «Тюменьмолоко» и другие, вынуждены были свернуть выпуск продукции либо перепрофилировать производство на другие молочные продукты: молоко, кефир повышенной жирности.

С октября масло стало исчезать с прилавков магазинов, кривая спроса поползла вверх. И как следствие — резкий рывок цен. То же самое с сахаром.

— А мясо?

— С рынком мяса ситуация действительно более устойчивая. Здесь нет монопольных цен и, можно сказать, сложилась здоровая конкуренция.

— Кстати, о монополистах. Имеет ли антимонопольное управление реальные рычаги воздействия на них?

— Сложность в том, что к предприятиям, занимающим доминирующее положение на рынке, до 1 июля 1994 года относились те, что имели 35 процентов от общего объема рыночной продукции. Теперь же планка переместилась на отметку 65 процентов. Предприятие, не имеющее таких объемов, уже не считается монополистом. Оставаясь таковым по сути на рынке.

— И все-таки… Eсть ли возможность сбить цену на масло? И как избежать подобных скачков?

— Проще всего опять закупить его за границей. Это позволит несколько сгладить ситуацию, удовлетворить спрос. Но масло вряд ли подешевеет. Скорее возникший перекос сгладит инфляция. Ну а смягчить подобные скачки можно, лишь сформировав систему наблюдения за рынком, которая серьезно и предметно позволит изучить его. Необходимо создать маркетинговую службу и крупные оптовые рынки (без отчуждения товара) для прямого контакта производителя и потребителя без лишних посредников.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта