X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Самая лучшая дорога в гости к небожителям

В зале камерной и органной музыки только что прошли (с аншлагами!) концерты лауреата международных конкурсов, солистки Красноярской филармонии Людмилы Камелиной.

Год назад она, выпускница Казанской консерватории, потом ее аспирант, стажировалась в известных органных центрах Германии. Это было все равно, что, открыть неведомый нам до недавних пор новый музыкальный «океан», образовавшийся в мире в последние десятилетия XX века. Мир новых мелодий и стилей быстро соединился с высокой исполнительской техникой, чем всегда славилось отечество.

Л. Камелина решилась и не пропустила два конкурса органистов в Германии и Швейцарии, стала дипломантом. Корпорация ее российских коллег держится сплоченно и всеми силами старается занять свою достойную нишу в культурной жизни России.

Увы, великая духоподъемная сила органа, соединяющая божественное просветление человека с земной красотой, не всем по душе. Бойкие перья, разнесшие вести об органном ренессансе в Сибири, поторопились. Л. Камелина сказала мне, что в Омске орган практически замолчал, а на ее концерты местные казаки приходили с шашками, дабы посодействовать передаче культового здания епархии.

Конечно, ситуация эта достаточно сложна и деликатна, но вряд ли звучащий орган повредит православию, тем более что и русские композиторы писали для него.

А на тюменских концертах Л. Камелина соединяла воедино музыковедческие обязанности, рассказывая об устройстве органа, о характере исполняемых пьес, во многом просветительски выстраивая репертуарную линию. Для нас она начиналась хоральными прелюдиями Баха, переходила к знаменитым токаттам, адажио и фугам, меланхолически вздыхала в миниатюрах французских романтиков и завершалась нынешним авангардом.

Вряд ли аргентинец Mauricio Kagel, постоянно живущий в германском Кельне, мог предположить, что его игровые органные комбинации из регтаймовых мотивов, испанских мелодий и собственных дивертисментов тоже приведут в восторг тюменскую публику.

Исполнительскую манеру Л. Камелиной можно назвать «медиумной». Четкость экспрессивных пульсаций просто завораживала, блаженно и очищающе возносила вверх. Особенно удалась вторая часть баховской пьесы (адажио). Свет и слезы, умиление и грусть уносили к тем идеальным берегам, где человек мог общаться с самым высоким и умным началом жизни…

Получив автограф с записью: «С благодарностью за внимание и дискуссию о современной музыке. Л. Камелина», ваш обозреватель, увы, закруглил беседу штампом: «Ваши творческие планы?» «Как, вы не знаете? На 17 мая в Тюмени назначено открытие международного органного фестиваля. Eсли ничто не помешает, приеду сюда снова».

Руководитель творческой компании «Культурная миссия» Андрей Тюрин, чьими стараниями в Тюмени в Доме ученых успешно прошли концерты Л. Камелиной, добавил, что ожидается приезд органистов из Германии, Голландии, других европейских стран.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта