«Мирный атом» продолжает убивать
Для них, собравшихся в субботу в зале, эта страшная дата — не пустой звук. Девять лет со дня планетарной катастрофы — со дня Чернобыля. Начало прозрения — именно после нее люди что-то поняли и начали войну против радиации. А «мирный атом» продолжает убивать — за последние семь лет в Тюмени умерли от его последствий двадцать два человека. Eще двадцать восемь признаны инвалидами разной степени. Самое тяжкое для родителей — то, что их детей тоже вполне можно назвать чернобыльцами — они несут в себе радиационный след. Обо всем этом рассказал Олег Горбунов, председатель правления тюменского городского союза «Чернобыль», открывая собрание. У стола президиума выставлены фотографии тех, кого уже нет. Невозможно равнодушно смотреть на лица убитых радиацией людей, на этот суровый «президиум».
Как было сказано, тема этой катастрофы, и особенно ее последствий, сегодня не в моде, даже некрасивая, потому что разрушает ту веру в светлое будущее, что воспитывалась в нас десятилетиями. Она подчеркивает слабость человека, его бессилие перед беспощадным джинном радиации. Прохожу вдоль печальной галереи портретов и читаю под ними: «Умер в 35 лет… в 41 год… в 29 лет… в 50 лет…» Не потому ли на собрании прозвучал такой странный, на первый взгляд, призыв: будьте поактивнее? Отчего они «неактивны»? Оттого ли, что каждый замкнут в собственном ожидании трагедии — будет она? какой будет? когда? Или, может быть, пассивность идет от безразличия окружающих? Они, чернобыльцы, знают о жизни больше, они знают то, чего не знаем мы.
На этих людях тяжело отражается нынешняя нелегкая экономическая ситуация — иногда они из-за своего физического состояния оказываются не в силах работать. Временно. Но мало тех, кто поймет это и сохранит за ними рабочие места. Поэтому в Тюмени подготовлен проект трудоустройства пострадавших от радиации. На финансирование этого проекта уже выделено 165 миллионов рублей.
В России принята программа «Жилье — ликвидаторам чернобыльской катастрофы». Eе осуществление уже началось, и это позволяет надеяться, что уже в нынешнем году могут дождаться новых квартир семьи умерших чернобыльцев и инвалидов.
В городе больше семисот человек, пострадавших от радиации, из них только непосредственно ликвидаторов триста шестнадцать. И у каждого проблемы и нужды. Причем часть их можно решить на районном уровне. Например, речь шла о том, что не выполняется договор о приоритетном выделении дачных участков. Союзу «Чернобыль» нужен работник для сбора данных о своих подопечных, а сама эта организация, будучи общественной, не имеет такой ставки. Нужен квалифицированный юрист. Нужны налоговые льготы самому Союзу, поскольку из выделяемых ему и так небольших денег часть забирают обратно в качестве налогов.
Как сказал работник комитета социальной защиты населения областной администрации Владимир Гец, сам чернобылец, все меньше людей интересуется нашими проблемами, а ведь они завтра могут стать всеобщими. Этим молодым еще людям, по сути, принесшим себя в жертву, положены льготы. Например, компенсация за курортное лечение. Но с ее выплатой нередки осложнения. Даже выступившая на собрании главный врач профилактория «Ласточка», которая работает с этой категорией больных, прямо сказала, что их здоровьем конкретно еще никто не занимался. Нет специалистов по радиационным болезням, и никто из врачей Тюмени пока такой специализации не проходил.
И последнее что прозвучало: уже четвертое свое собрание чернобыльцы проводят в здании администрации, а мэр города и главы районных администраций все не находят времени, чтобы на них побывать.