Национальный округ и национальный вопрос
Сдаюсь, сдаюсь, сдаюсь!
Конечно, я имею в виду те самые территориальные образования, которые с 1930 года назывались «национальный округ», а с октября 1977-го — «автономный». Вот теперь я сижу и думаю: неужели Леонид Ильич или те, кто сочинял для него текст Конституции СССР, были настолько прозорливы, что смогли предусмотреть сегодняшнюю ситуацию с округами и аккуратно вынули из этого понятия его «национальную сущность», чтобы никто не смел спекулировать на бедственном положении северных народов.
Между тем могу со всей ответственностью заявить, что, когда округа отталкивались от областного берега и пускались в самостоятельное плавание, на их вымпелах вот такенными буквами была написана забота о коренных народах Севера.
И Александр Кузин (вы еще помните этого политика?) в интервью мне переживал, что из- за границ областей, перегородивших Север, ямальским ненцам трудно найти себе невест. И что самое правильное — соединить три ненецких округа вместе. Помню, как на знаменитой (чтобы не сказать постыдной в поспешности оказаться первыми или хотя бы не отстать) октябрьской сессии окружного Совета в Салехарде — 1990-й год — депутаты коренной национальности громче всех поддерживали «самоопределение». А из депутатов самым громким был Хотяко Eзынги, вскоре избранный президентом ассоциации «Ямал — потомкам».
Александр Кузин, завершив политическую карьеру, в последнее время представлял на Ямале концерн «Газпром». В сентябре 1994 года координационный совет движения освободил Хотяко Eзынги, перешедшего к тому времени на работу в «Надымгазпром» советником генерального директора, от забот об ассоциации «Ямал — потомкам».
Каковы же успехи?
15 апреля в Салехарде состоялся очередной съезд ассоциации. «Надо прямо сказать, — выступал на этом съезде новый президент Александр Eвай, — за этот год социально-экономическое положение народов Севера значительно ухудшилось и продолжает ухудшаться».
Можно привести примеры. Например, такой: более 80 процентов коренного населения (пять тысяч семей) либо не имеет жилья, либо владеет ветхим и для проживания не приспособленным…
Между тем на состоявшемся на прошлой неделе совещании по «сложно построенным субъектам Федерации» национальная проблема фактически не была затронута.
Нет, не так. Попытался было замминнац Александр Котенков придать разговору «национальное звучание». Но едва только он, отметив, что «мудрая сталинская национальная политика была направлена на сохранение малочисленных народов», спросил: «А сколько ханты, манси, ненцев в этом зале?», как получил резкую и не слишком вежливую отповедь от окружных представителей. Один «указал», что здесь областные структуры, а второй громко бросил гостю: «Вы путаете национальные и автономные округа, а нам читаете лекции!»
Пропустим грубость и вычленим смысл. Мол, если бы округ был национальным, то можно бы и заботиться о народностях-национальностях. А коли нет, то и голову ломать нечего. Не дело столь высокого собрания обсуждать судьбы жителей Яптик-Сале, когда-то пославшего в областной совет депутата Кузина.
Правда, московские власти грубость проглотили и больше национальный вопрос не трогали. Может, приберегали его как самое мощное оружие для будущих политических боев за неделимую Россию. А может, оставили. Как несущественный. Мне почему-то больше верится во второе. Представляется, что ненцев, ханты, манси и селькупов как не приспособившихся к рыночной экономике оставят тихо доживать в тайге и тундре. Разграбленном, замазученном, обесчещенном их древнем доме.
P.S. Недавно рассказали, что и детей теперь из тундры вывозят в школы без прежней страстности. Хорошо, мол, пусть живут на природе. А мне подумалось, что просто денег жалеют — на вертолеты и самолеты. Да и то сказать: соберешь, потом держи их на всем готовом. И еще одна весть из недавних. В центре газодобычи — Белоярском районе — есть национальный поселок Казым. И если есть поселок в районе, куда до сих пор не дошла газификация, то это опять же Казым… А все остальное — слова…