Оказывается, нам вместе — хорошо
Да-да, как показали эти праздничные дни, мы соскучились друг по другу. Нам не хватает каких-то событий, когда можно просто походить по городу, потолкаться в толпе, не рыночной, не базарной, не в очереди, а просто среди своих, которые думают об одном и том же, говорят об одном и том же, которые не разделены ни политическими взглядами, ни имущественными отношениями.
Таким был наш город 9 мая. Он пришел на центральную площадь и так просто, так чистосердечно аплодировал проходящим и проезжающим в колонне ветеранам. Это были очень негромкие аплодисменты. Но каким слитным, каким чистым был их звук!
А потом, когда прошли курсанты, солдаты-железнодорожники, казаки и милиция, началось какое-то стихийное неспешное шествие, я бы даже сказал — демонстрация, которая продолжалась еще, как в лучшие годы, целый час. Шли с оркестром или просто пели под баян. Шли с цветами и несли детей. Правда, с флажками была вполне понятная путаница, но отнесем это на счет запутанного нашего времени и неопределенного строя.
А потом на площади сам собою образовался кружок. Наполовину он был составлен из участников хора Дворца нефтяников (современное название — Дом национальных культур), а остальные — шли мимо, останавливались, сначала подпевали, потом пели. И я пел с ними:
Ночь коротка,
спят облака,
и лежит у меня на ладони
незнакомая ваша рука…
Когда-то эта песня называлась «Офицерский вальс» и вместо слов «у меня на ладони» пели «и лежит у меня на погоне…». Я это знаю совершенно точно. Так пел мой отчим, пехотный капитан со 2-го Белорусского…
… У Вечного огня было многолюдно. И снова то же ощущение близости, родства, единства. И отчетливое нежелание спешить. А наоборот — постоять, поразмышлять, почувствовать, как к плечу прижимается плечо. И тут же — полузабытый уже комсомольский караул в красных пилотках, пусть без бутафорских автоматов «поста № 1», а просто видишь, как стоит едва заметная в вольной толпе девчушка в пилотке с буквами «ВEГА» или «Товарищ», стоит, вытянувшись, как стоят на посту, руководствуясь не официальным, но внутренним чувством долга…
Чуть дальше по улице Республики еще один самодеятельный караул — у памятника старшеклассникам. И тут же самодельные планшеты — рапорт поискового отряда, который в районе деревни Мясной Бор, что на Новгородчине, отыскивает в лесах останки несчастных и забытых почти всеми солдат обвиненной в предательстве 2-й ударной армии.
360 человек подобрали и похоронили тюменские ребята. А имена удалось восстановить только шестерых. И тут эти имена и приписка: может быть, вы что-то о них знаете. И карта района боев, парень в синей пилотке что-то объясняет старушке. Видимо, ее родимый пропал без вести в Большую Войну, может, там же, в Мясном Бору…
Масса деталей, на которые раскололся праздник в моем представлении. Масса деталей, прочно связанных, склеенных, сцементированных этим трогательным и родным днем. Девятым мая. Днем Победы.
***
фото: Тюмень, девятое мая