В рабочий режим Дума вошла без раскачки
Праздники закончились, воспоминаниям о том, «как все это хорошо было организовано», никто предаваться не стал. Разве что в кулуарах. Жизнь продолжает гнать вперед со страшной силой, и рука законодательной власти в попытках хоть как-то управлять этой жизнью весьма необходима.
Может быть, не слишком художественный, но все-таки образ. Хотя и он — не преувеличение. Документы, которые мне перед открытием заседания вручил руководитель думской пресс-службы Анатолий Туринцев, составляли две толстенные папки.
Полагаю, что этот вес смутил не только меня. Потому что, едва открыв заседание, Николай Барышников начал энергично расчищать рабочее поле. Депутаты, в меру собственного темперамента и заинтересованности, ему помогали.
Вечно недовольный и не скрывающий этого депутат Александр Кореляков предложил сократить повестку дня и не обсуждать проблемы внебюджетных фондов, «налоговые вопросы снять», потому что закон о бюджете принят, «закон, а не бумажка».
Не менее решительный депутат Владимир Юдин требует «убрать вопрос N 13″. Не из суеверия, как можно себе представить. Он считает, что Дума не должна заниматься политическими вопросами».
(Поясним, поскольку читатели, в отличие от меня, не получили папок с документами и не знают, что за «политический вопрос» скрывается за цифрой 13). Роковой цифрой обозначено обращение депутата Александра Черепанова, вызванное нашумевшей в марте статьей из «Комсомольской правды». Депутат сообщает, что упомянутые в статье события «вызывают тревогу и законное возмущение у коммунистов и всех честных тружеников области». Кроме того, депутат считает, «что путем злоупотребления служебным положением лица, выезжающие за рубеж, широко тратили валюту, тем самым наносили ощутимый урон экономике области и в целом ГОСУДАРСТВУ (Так в тексте. — Р.Г.)»…
Вопрос «о запросе» снят с повестки. Внебюджетные фонды — остались. Налоговые льготы, всегда вызывающие неприятие Александра Корелякова, честного, как он говорит о себе, налогоплательщика, также покидают программу майского заседания Думы.
И «тянут за собою» ряд других вопросов. Например, о поддержке Тобольского и Тюменского музейных комплексов, которые автоматически нельзя рассматривать, поскольку «налоговые льготы Дума на сегодня отменила». И горячее заступничество Владимира Третьякова, заместителя председателя Думы, не помогло. Радикальный выход из положения нашел депутат Владимир Битов. Он предложил собрать на следующем заседании весь комплекс вопросов о льготах по налогообложению.
Долго и страстно рассматривали депутаты отчет об исполнении бюджета за 1994 год. Они не стали радоваться тому, что в итоге доходов оказалось больше, чем расходов. Влезали в каждую щель, так что флегматичному заместителю председателя комитета по финансам К. Фазлееву, потребовалась помощь и С. Мартынушкина, председателя, и губернатора Рокецкого. Особенно старательно «крутили» статьи расходов на образование и здравоохранение. «Политические статьи», по словам А. Корелякова. Кореляков сообщил, что у него «на конвейере» работают Мучителей, которые покинули школы, где мало платят. А потом в кулуарах добавил, что и врачи зарабатывают себе на жизнь в тех же цехах. Вывод депутата: Дума позволила недостаточно финансировать статьи бюджета, которые «обеспечивают жизнестойкость народа». У администрации, «ответственной за исполнение бюджета» (Л. Рокецкий), — другой взгляд. «Основные» деньги на образование и здравоохранение — в городских и районных бюджетах, там эти статьи, по словам С. Мартынушкина, «исполнены почти на 100 процентов». Вывод администрации: происходит оживление экономики, в области все долги учителям к 1 мая были выплачены…
Несмотря на негаснувшее сопротивление А. Корелякова, бюджет был утвержден.
Правда, «своих вопросов» депутаты предпочитали касаться более осторожно. В частности, проект постановления о внесении изменений и дополнений в регламент Думы был снят с обсуждения, поскольку, как сказал депутат Юдин, «комиссия работала очень долго, а нам предлагается принять за 15 минут. Я отказываюсь категорически». Проект перенесли на следующее заседание, хотя, как утверждают злые языки, а таких и в Думе предостаточно, среди депутатов немало хорошо знакомых с текстом документа. В том числе и с тем пунктом, где содержится норма, блокирующая конфликтную ситуацию, которая сложилась на прошлой сессии. Помните, несколько депутатов, недовольных ходом голосования, вынули свои электронные карточки, и кворум «исчез». Согласно новому проекту «регистрация может осуществляться при помощи электронных средств или путем прямого подсчета присутствующих… по решению председательствующего…»
Но депутаты тоже люди и независимо от убеждений дорожат демократическими завоеваниями.
Я лишь познакомил с тем, как работала Дума 11 мая. Не стану детально излагать, как горячо и очень интересно обсуждался вопрос о валютном фонде (едва-едва не стали голосовать за то, чтобы отправить в загранкомандировку депутата Черепанова, чтобы он смог лично выяснить: есть ли какая-то польза от этих поездок или это — бессмысленный расход народных денег).
А. Кореляков усердно настаивал «послать Черепанова», а тот отбивался: «Не поеду!».
Дальше перечисляю: вторичное и шумное обсуждение дел медицинского страхования(решили в июле еще раз разобраться); дальше депутаты занимались исключительно проблемами фондов: пенитенциарных учреждений (т.е. тюрем и лагерей), пожарной безопасности, пенсионным, социального страхования… Более подробно о работе областной Думы, я рассчитываю, расскажут областные газеты. Я же закончу свой отчет такими словами: некогда и я относился скептически к возможностям и способностям депутатов, избранных на промежуточный период в два года. Но положение обязывает, и наши избранники все чаще начинают «вести себя». А это лично мне всегда приятно.
***
фото: Губернатор Леонид Рокецкий и депутат Павел Плавник вопрос серьезный; областной прокурор Эрнест Валеев следит внимательно — не за Думой, за соблюдением законов, а Сергей Мартынушкин всегда готов прийти на помощь; «честный налогоплательщик» Александр Кореляков (на нижнем снимке слева); Владимир Юдин.