Великая Отечественная: меняющиеся цифры
Анализ
Людские потери Советского Союза в Великой Отечественной войне по сей день остаются предметом острых споров.
Первая цифра — 7 млн. погибших — была введена в оборот Сталиным уже в феврале 1945 г. Происхождение этого числа не ясно. Уже в то время величина советских потерь оценивалась значительно выше. Так, по данным британских представителей в Берне (март 1945 г.), потери СССР в войне равнялись 30 млн. человек. Директор Американского общества помощи России Картер считал, что речь идет о 40 млн. человек. Сталин и его соратники приуменьшали потери, полагая, что большие цифры негативно скажутся на международном престиже СССР и позволят усомниться в компетентности военного и политического руководства. Число 7 млн. ничем особо не выделялось в ряду данных других стран-участниц. Так, потери Германии в первые послевоенные годы оценивались в 6-6,5 млн. человек, в том числе 4-4,5 млн. — потери вооруженных сил (эти цифры практически не изменились до сего дня).
В начале 60-х годов Хрущев ввел в обращение другую цифру — 20 млн. человек. Это число примерно соответствовало величине женского перевеса, по переписи населения 1959 года. На самом деле величина женского перевеса, выявленная через полтора десятилетия после окончания войны, не может быть ориентиром определения военных потерь.
К тому времени за рубежом появились оценки советских потерь, близкие к 20 млн.
Введенная Хрущевым цифра
— 20 млн. человек — в первую очередь должна была иллюстрировать некомпетентность и просчеты сталинского руководства в войне. В послехрущевское время власти оставили число 20 млн., но теперь оно должно было отражать советский вклад в победу и страдания советского народа в результате гитлеровской агрессии. Правительство считало, что эти жертвы давали СССР право на особое отношение других держав в вопросе долгов за ленд-лиз и в признании господства Советского Союза в Восточной Eвропе.
На исходе горбачевской перестройки официальную цифру советских-потерь увеличили еще раз — до 27 млн. человек. С одной стороны, эпоха гласности открыла многие «белые пятна» минувшей войны. С другой — увеличение величины потерь использовалось как апелляция к западному общественному мнению, призванному оценить жертвы бывшего союзника по антигитлеровской коалиции. Практически цифра 27 млн. являлась разницей между официальной оценкой численности населения СССР в начале 1942 г. (194,1 млн.) и в начале 1946 г. (167 млн.). Однако официальная статистика была неточна. Она, во-первых, не учитывала послевоенный рост численности населения за счет присоединения новых территорий. Во-вторых, довоенная численность населения оказалась приуменьшена. Поданным ЦСУ (июнь 1941 года), численность населения СССР составила 198,7 млн. человек. Но и эти сведения были неточны. Повторное исчисление, проведенное в Молдавской ССР и Хабаровском крае, выявило недоучет в среднем на 4,6 проц. Eсли эту цифру распространить на остальную территорию СССР плюс естественный прирост в первой половине 1941 года, то численность населения страны к середине 1941 г. следует оценивать в 209,3 млн. человек. Потери СССР в войне могут, по нашей оценке, равняться 43,3 млн. человек.
В 1990 г. впервые появилась официальная цифра потерь советских вооруженных сил — 8668 тыс. погибших. Каким образом она получилась, ясно из книги «Гриф секретности снят» 1993 г. Анализ опубликованных данных позволяет утверждать, что указанная цифра многократно занижена. Так, сейчас ясно, что потери войск Центрального фронта в обороне под Курском уменьшены минимум втрое. По признанию заместителя наркома обороны Щаденко, на персональном (по именном) учете в годы войны состояло не более одной трети от действительного числа безвозвратных потерь. Вероятно, официальная цифра в 8668 тыс. погибших отражает лишь эти поименно учтенные потери.
Eсли сопоставить данные Волкогонова о безвозвратных потерях Красной Армии за 1992 год (5,9 млн.) с динамикой числа раненых по месяцам в течение всей войны, то общее число погибших и умерших красноармейцев получится равным 22,4 млн. Кроме того, из 6,3 млн. попавших в плен военнослужащих Красной Армии погибли около 4 млн. человек. Таким образом, общие потери советских вооруженных сил в Великой Отечественной войне составили около 26,4 млн. человек. На долю мирного населения пришлось около 16,9 млн. погибших. Потери вермахта на Восточном фронте примерно в 10 раз меньше, чем в Красной Армии. Можно вспомнить характеристику, данную Андреем Eременко «народному маршалу» Жукову: «Жуковское оперативное искусство — это превосходство в силах в 5-6 раз, иначе он не будет браться за дело, он не умеет воевать не количеством и на крови строит свою карьеру». Но иным образом не мог воевать и сам Eременко.