X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

К чему блаженства райские — потом?

У меня под окнами возникло новое строительство.

Как вы понимаете, для меня не составило большого труда узнать, что широко известная в Тюмени фирма «СИНТРА» (в прошлом — она же не менее известная фирма «ТИЖУР») начинает в самом центре города, около драматического театра, на перекрестке улиц Первомайская и Ялуторовская, сооружение своего офиса.

Я повидался с главным архитектором города Игорем Литовкой, навестил редакцию и руководитель «СИНТРЫ» Валентин Тимофеев.

Мне сказали, что проект — просто замечательный, что здание буквально украсит наш город. Что это будет двухэтажный (по другим данным, не то 3-х, не то 2,5-этажный) особняк под старину…

И еще, что в конце апреля — начале мая все необходимые бумаги подписаны, все инстанции все согласовали.

Но, повторяю, это мне легко было узнать. Пошел и узнал. Остальные жильцы дома никуда не ходили, и к ним, естественно, тоже никто не пришел. Их просто поставили перед фактом. Словно они и не субъекты градостроительной деятельности. Словно это не перед их окнами ставят высоченный бетонный забор. Словно это не им перекрыли все проходы — проезды. Словно это не на их газон свалили бетонные плиты. Словно это не у них под окнами в ночь с 11 на 12 мая загрохотал кран, зарычали грузовики, окутываясь сизым дымом. И только вмешательство главного архитектора города И. Литовки, которого той же ночью вызвал мой сосед Владимир Низовских, остановило темную работу.

Как тут было не вспомнить историю, которая произошла на этом самом месте лет семь или восемь назад.

На этом самом месте тогда стоял комплекс кирпичных зданий, купеческая усадьба (ул. Первомайская, 17-21). Потом кому-то из властей та развалюха не понравилась, поздно вечером пригнали экскаватор, самосвалы, дома развалили до конца, кирпич вывезли, площадку заасфальтировали. (Нам тогда объясняли, что город станет просторнее. А теперь, видать, простор уже ни к чему?).

Была власть партийная, сейчас, как говорят, демократическая, а что переменилось?

Тогда все решила воля одного партийного руководителя, которому никто не решился перечить. А теперь? Забота о красоте города? Сила денежного мешка? Неразбериха во властях?

Не стану это выяснять. Скажу лишь, что ни тогда, ни сейчас никто не поставил в известность тех, кто заинтересован больше всего. Людей. Рядовых граждан. Горожан. Тех самых, чьим именем клянутся все — власти, бизнесмены, пресса. Тех самых, за чьими голосами через полгода станут бегать все — кандидаты в депутаты, партии и движения, власти, ответственные за проведение выборов и я сам, убеждая читателей воспользоваться своим правом выбирать…

Господин Тимофеев считает, что он оформил документы, а с гражданами должны говорить власти. Игорь Литовка тоже считает, что работа с населением — не его дело.

Мы долго разговаривали с главным архитектором, он рассказывал, как трудно бороться за то, чтобы в городе была система градостроительства, что люди не понимают, не соглашаются потерпеть… Ведь результат будет замечательный.

Что я мог сказать на это? Что для архитектора важен результат, а для людей нашего времени, которые столько лет ждали наступления светлого завтра, вся их жизнь-процесс ожидания. Что мы не вправе требовать, чтобы они ради творческого упоения архитектора, ради гордого довольства бизнесмена расплачивались своими днями и ночами, чтобы они снова и снова претерпевали неудобства, чтобы беспокоились о том, куда выйти детям, как подъехать к дому, как вдохнуть не строительной пыли, а запаха омытой дождем зелени.

Мои соседи спорят: нарушен СНИП или не нарушен? Меряют шагами расстояние от бетонного забора до кирпичной стены. Пытаются взять за грудки прораба.

А ведь все не так. Все не так, ребята. Может, это архстройконтроль должен считать метры от стены до забора. Это специалист земельного комитета должен следить, не вылезла ли широкая ладонь капитализма за пределы, отведенные новому хозяину под офис, поставленный на городской земле. Это комитет по экологии должен бить тревогу, если плиты брошены на газон. И это власть должна заранее объяснить горожанину: что строится, почему строится и кто разрешил? А также — что получит субъект градостроительной деятельности в компенсацию за причиненные неудобства?

Пока же люди точно знают, что получат. Стук и грохот, а после завершения строительства — автомобильную стоянку богатой фирмы под самым носом.

***

P.S. А строчку, послужившую мне заголовком, написал Омар Хайям. Тысячу лет назад. Как видим, уже тогда кое-кто понимал вещи, которые сегодня кое-кто не понимает.

***
фото: Стройка начинается с газона. Фото Сергея Киселева

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта