X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

По ориентировке «Камы» и «подъема»…

Хроника дежурства экипажа ГАИ в «свободном поиске»

Ночь. Погоня. Бешеная гонка на автомобилях. Одни убегают, другие догоняют. Визжат тормоза на поворотах, ревут двигатели, мощно набирая обороты. Стрельба на ходу. Машина преступников с пробитыми шинами виляет на дороге и утыкается в бордюр. Преступники бегут, милиционеры их настигают. Вот выбит из рук «ствол», но сверкнуло лезвие ножа. Взять живым! Рывок, нырок, подсечка, и поверженные противники глухо стонут на земле. Финал: орден или медаль, в крайнем случае, цветы, аплодисменты, улыбки красивых девушек.

Так бывает в кино и не менее часто — в нашей жизни. Потому что угонять машины и совершать на улицах множество других преступлений стало делом обычным. Потому в Тюменской госавтоинспекции три года назад и было сформировано спецподразделение — рота по борьбе с кражами и угонами автотранспорта. Об эффективности работы сотрудников этого подразделения говорят цифры: за истекшие с начала года четыре месяца было совершено 182 хищения транспортных средств, по горячим следам раскрыто 25 преступлений, всего найдено 36 автомашин.

Много это или мало? И кто они, люди, посвятившие себя хлопотному и небезопасному делу — поимке автоворов и других искателей ночных приключений? Командир роты майор Сергей Копу- сов предложил познакомиться поближе, «прокатиться» с одним из экипажей. Выбор остановили на 181-м, в составе старшего сержанта Алексея Пелымского и сержанта Андрея Князева. Первый служит в ГАИ уже пять лет, второй — несколько месяцев, стажер. Оба бывшие ракетчики, оба пришли в милицию с желанием приносить реальную пользу. Молоды, энергичны, уверены в себе. Продолжают верить в справедливость и в неотвратимость наказания за преступления. А в общем и целом — такие же, как подавляющее большинство их сослуживцев-гаишников.

С первых минут в «девятке» с бортовым номером «181» пришел к выводу, что уйти от машины, ведомой Пелымским, даже матерому угонщику со стажем будет непросто. Старший сержант обладает моментальной реакцией на все происходящее на проезжей части. Машина словно продолжение его рук и ног, живой инструмент, стремительный и послушный.

— Наиболее криминогенные районы города закреплены сегодня за другими экипажами, а мы будем работать в «свободном поиске», — поясняет Алексей.

По рации то и дело звучат позывные «Кама» и «Подъем», они дают ориентировки по угнанным машинам и сообщают подробности только что совершенных преступлений. Выясняю, что «Кама» — позывной дежурной части УВД в дневное время, а «Подъем» выходит на ‘связь с экипажами милицейских машин ночью.

Вот и первый «клиент». На улице Монтажников Пелымский догнал «мерседес» с табличкой «транзит». Прижал к обочине. Оказалось, два респектабельных господина гонят машину из Германии. Однако престижная иномарка не зарегистрирована в установленном порядке. Вызвали экипаж «182-й», находившийся неподалеку, предложили поставить машину на платную стоянку, до выяснения.

— Да вы че, мужики! — опешили господа. — Мы полстраны уже проехали без проблем, а в какой-то Тюмени застрянем? Может, не надо нас на стоянку, договоримся по-хорошему?

Уговоры не помогли. «Мерседес» и растерянные физиономии его владельцев остаются позади. Не успели доехать до кольца на перекрестке Широтной — Пермякова, поступило сообщение по рации. Только что угнана «Нива» красного цвета, принадлежащая АТХ УВД. Объявлен план «Перехват». Нам приказано занять позицию на кольце. В ориентировке указываются номера машины, двигателя, кузова, особые приметы.

Вот так да, думаю. Угнали милицейскую машину, пусть и необорудованную. Ну, сейчас начнется, весь город перевернут и прочешут, дело чести. И точно, началось! Со всех сторон на нас стали вылетать красные «Нивы», как тараканы после обработки ядохимикатами. Андрей не успевал справляться с ними один, Алексею пришлось покинуть уютный салон и выйти на помощь. За какие-то 10-15 минут было остановлено и проверено не менее 8 красных «Нив».

Той самой среди них, к сожалению, не оказалось. Зато несколько «забывчивых» водителей были оштрафованы за непристегнутые ремни безопасности.

А «Подъем» продолжал сыпать сообщениями. Надлежало задержать за столкновение на улице Холодильной «Запорожец» белого цвета, водителя «Москвича» — по подозрению в совершении вымогательства, остановить хулигана, оказавшего сопротивление на Червишевском тракте, владельца «Жигулей», объявленного в розыск…

После отмены плана «Перехват», не принесшего на сей раз ожидаемого результата, «свободный поиск» нашего экипажа наконец-то был осуществлен. Дворы многоэтажек, улочки и переулки, тихие и шумные перекрестки… Никаких ЧП, будто все великовозрастные хулиганы и разношерстные бандюги заранее знали о нашем маршруте и разбегались кто куда.

Другим экипажам повезло больше. Например, «187-й» изъял 45 пакетов наркосодержащих веществ. «194-й» задержал находившуюся в розыске машину, угнанную в Тольятти. А экипажи NN142, 198 и 188 обезвредили группу воришек из пяти человек, усердно пытавшихся перепилить решетки на балконе жилого дома по улице Красных Зорь. Шесть водителей были изъяты из-за баранок в нетрезвом состоянии.

И все-таки я остался доволен тем, что сам видел. Вы тоже будете думать об экипажах ГАИ намного лучше, если доведется стать свидетелями их непростой работы.

На снимке Сергея Киселева: старший сержант Алексей Пелымский (в машине) и сержант Андрей Князев. Снимок, естественно, сделан днем. После дежурства.

***

фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта