Дударев Василий Васильевич
В октябре 1940 года Василий Васильевич был призван в армию, а в марте 1941 был направлен на курсы усовершенствования командного состава ВВС Красной Армии имени Ворошилова учиться на авиационного механика. Войну встретил под Ленинградом, в Пушкино. Дней десять курсанты ходили патрулями по Ленинграду, затем стояли в обороне под Выборгом (в резерве, в боях пока не участвовали), потом отправились доучиваться в Магнитогорск.
До конца войны Василий Васильевич — на Карельском фронте: механиком, старшим механиком. Сначала в 137-м ближнебомбардировочном авиационном полку, затем перевели в 668- й. Три раза пытался поступить в летное училище — не проходил по зрению.
«Особенно трудно в авиации было до 1943 года. Техника слабовата. В Африканде (поселок на Кольском полуострове) аэродром бомбили 18 раз. Немцы были нахальные — если один человек идет по аэродрому, то они за ним гоняются сверху. У нас даже приказ был — ходить только по кромке аэродрома.
А в 1943 стали появляться у нас самолеты получше — «ЯК-7», «Як-9», «Аэрокобра»… И асы немецкие самые заслуженные — Лаевский, Шашке — были уже сбиты. Наш аэродром в 1943 даже не штурмовали. И Мурманск днем боялись бомбить, только ночью. Ночью все время что-то горело — немцы этот город «любили», ведь через него осуществлялась связь с Англией, Америкой.
В 1944 году полк высаживался на ледяной аэродром в Кандалакшу. Двух молодых летчиков «повел» сам командир полка. А я у него как раз был механиком. Обычно в экипаже были летчик-стрелок и механик. Но тут с нами полетел главный инженер, а стрелок поехал на поезде. И вот перед отлетом стрелок приходит, пулемет проверяет, ленту к нему подводит. А у нас никто не заряжается — команды не было, по своей территории летели. «Хоть сороку подстрелишь» — стрелок этот пошутил.
И вдруг по пути напарываемся на зенитки. Оказалось, заблудились. Вместо Кандалакши прилетели к штабу немецкого корпуса. Смотрю — за нами два «мессершмитта» гонятся. Первым делом они на нас напали — как на ведущего. Пригодился пулемет… Потом вынужденная посадка на лед озера Таб. На нейтральную полосу сели, но наш самолет ближе к нашим, а два ведомых — к немцам. Их экипажи попали в плен, в лагеря в Финляндии, двое оттуда потом бежали. Выбирались мы с озера Таб на лыжах. Вернее, комполка с главным инженером на лыжах, а я пешком. Командира полка сняли — за беспечность».
Демобилизовался Василий Васильевич в 1947 году, потом долго работал в деревне. За мирный труд у него два ордена «Знак Почета», медаль «За освоение целинных земель». А боевых наград — шестнадцать.
***
фото: