Интеллигенция просит милостыню
Сначала я узнал из сообщения «Радио России», что покупательная стоимость купюры в 50 тысяч по ценам 1988 г. равна 10 рублям тех лет. Взяв поправку на тюменские цены, получил 5 рублей.
Потом пообщался с нынешним студенчеством, старшеклассниками, преподавателями вузов и школ. В завязавшейся беседе были представлены только те, о ком еще недавно говорили — наше среднее сословие, новая опора России. Люди лучшего, зрелого возраста, возраста расцвета. Им около сорока или чуть за сорок. Опытные учителя с большим стажем, доценты и кандидаты наук, на которых и сегодня во многом держится учебный процесс. Они — основа школ и вузов, они несут главную ношу, стремятся менять содержание образования, не отстать от перемен.
Но нынешняя Россия почему-то-платит им самой черной неблагодарностью. На первое июня этого года «наша гордость и интеллектуальная краса» оказалась на самом дне жизни. Люди, не стесняясь, говорили уже не о бедности, а о нищете. Окладов хватает лишь на самое необходимое, покупка одежды, книг, подписка становятся неразрешимой проблемой.
В 1988 г. опытный учитель и доцент вуза с большим стажем получали в среднем 350 рублей. Сегодня, по официальным данным, в Тюмени получается 400 тысяч. Вспомните индекс в начале статьи, получаем для 1988 года 80 (!) рублей. А с учетом тюменских цен и темпов инфляции — всего 40-50 рублей.
Известно, что теперь можно просить у начальства различные доли свободных ставок окладов, совмещать, вести занятия в нескольких местах. Учитель, чтобы подняться до 100 рублей 1988 г., должен выдать в неделю аж 30-32 урока. В конце учебного дня словам становится очень просторно, а мысли вообще не идут в голову. Урок, занятие превращаются в пытку — и для учеников и студентов, и для преподавателей. На обновление материала уже не остается сил. Такая работа, как известно, называется халтурой, а если человек пытается честно выдержать такую гонку, он работает на износ.
Тут я извинился, но спросил: а перейти-уйти в другие сферы нельзя? Оказалось — можно, но большинство не может преодолеть моральный барьер. Да и безработица растет, и возраст уже не тот, чтобы бегать по турецким и польским шопам, сновать туда-сюда с мешками. Конечно, и в средней формации наших педагогов хватает ловких коллег, умеющих подсуетиться и кое-что добыть. Возможно, их потом не смущают глаза «протежированных» учеников и студентов. До моральных ли категорий в это странное время?
Поведали и о новой неприятной зависимости между обнищанием основной массы педагогов и отношением к ним учеников и студентов. Даже у тех из них, кто еще не расстался с верой в добрые начала жизни, завелся червь сомнения, сомнения в состоятельности Своих наставников. И верно, разум отказывается понимать происходящее. Власти словно задались целью уничтожить интеллектуальный потенциал России. Бесстыдство ситуации и в том, что педагогам уже ничего не обещают, ссылки типа «многим тяжело, многие выживают» просто лицемерны, особенно на фоне непрерывного повышения жалованья чиновникам, обилия новых кормушек, Худо-бедно, но педагоги пока сдерживают переход учащейся молодежи в зону риска, в асоциальную сферу жизни. Но, как сказали мне, сил уже не осталось, в молодежной среде начались необратимые процессы.40 процентов российских школьников или совсем не ходят в школу, или плохо ее посещают, растет отсев из вузов. Качество знаний снижается, а культурный уровень нынешнего юношества опустился просто до неприличной отметки. Кстати, учебников к новому школьному и вузовскому году практически не печатают.
Морально-психологическое состояние многих педагогов таково, что они в сентябре начнут работать адекватно своим нищенским окладам. И дело не в том, что они обозлены, забыли о долге и чести, о цивильных способах борьбы за свои права. Просто сил больше нет и начинается деградация…
P.S. Пока материал готовился к печати, я нашел статью из «Аргументов и фактов» за май этого года, где интересно показано, как наше правительство сумело, повысив оклады бюджетников на 30%, понизить их фактически на 40%. Ларчик открывается просто: есть иезуитская единая тарифная сетка с 17-ю разрядами. Первый равен минимальной оплате труда, остальные имеют повышающие коэффициенты. Так вот, подняв минимальную заработную плату, одновременно уменьшили эти коэффициенты, Дабы не сердить начальство, сообщаю самую свежую новость: в ряде тюменских вузов зарплату увеличили примерно на 100 тыс. рублей, в школах тоже идет перерасчет. Но и цены не дремлют вместе с инфляцией. В мае она равнялась 7,5%. И эта жалкая добавки уже съедена, да еще с гаком…