…Нефтяная элита
Продолжение. Начало в № 62
Нефтяная элита, пожалуй, наиболее отвечает стандартному представлению об элите как группе лично независимых и лично значимых персон, объединенных общими интересами (формулировка «нефтяные бароны» является достаточно точным образом, тогда как для газовой элиты больше подходит «газовые генералы»). Причина этого — структура отрасли.
Основу нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности сегодня составляют тридцать нефтедобывающих объединений и двадцать восемь нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Все они обладают производственной и коммерческой самостоятельностью, включая внешнеэкономические связи (экспорт, импорт, привлечение иностранного капитала, в том числе получение кредитов под собственные гарантии) и имеют на своих счетах весьма крупные, по российским масштабам, суммы в иностранной валюте. Нефтедобывающие объединения являются держателями прав на пользование эксплуатируемыми участками недр (в отличие от газовой промышленности, где держатель всех прав на недропользование — «Газпром»). По форме собственности большинство этих предприятий являются акционерными обществами открытого типа, остальные же в настоящее время преобразуются в таковые.
Кроме того, в отрасли несколько десятков предприятий, осуществляющих транспортировку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, и примерно столько же осуществляющих оптовую торговлю нефтепродуктами внутри страны.
Контрольные пакеты акций всех этих предприятий находятся в руках десяти холдингов (из них один — «Роснефть» — имеет статус государственного предприятия, остальные девять — акционерные общества открытого типа). Два из этих холдингов — «Транснефть» и «Транснефтепродукт» — связаны исключительно с транспортировкой. Остальные восемь — интегрированные нефтяные компании, объединяющие предприятия нефтедобычи, нефтепереработки и торговли нефтепродуктами. Из этих компаний три «старые», созданные в 1991 г. или ранее. Это «ЛУКойл» (14 процентов нефтедобычи в 1993 году), «Сургутнефтегаз» (11 процентов), ЮКОС (9 процентов). Четыре (Восточная нефтяная компания, Поволжская нефтяная компания, «Славнефть» и «Сиданко») — «новые», созданные указом президента в мае 1994 года. Восьмая — «Роснефть» — объединяет оставшиеся государственные предприятия нефтяной отрасли и подлежит дальнейшему разукрупнению.
Все десять указанных компаний — холдинги в точном смысле этого слова, они не имеют прав непосредственного, управления дочерними предприятиями и фактически не осуществляют его. Eсли какие-либо виды деятельности и централизуются в масштабах всего холдинга (так, например, «ЛУКойл» централизовал финансовую деятельность), то только по взаимному соглашению.
Нефтяная элита — это высший менеджмент всех указанных выше предприятий и холдингов. В нее, кроме того, входит высший менеджмент нескольких крупных фирм, специализирующихся на организации экспорта (таких, как «Нафта-Москва»), а также контролируемых нефтяниками банков (среди которых четыре входят в сто крупнейших банков России: «Токобанк — 13 место, «Нефтехимбанк» — 19 место, «Запсибкомбанк» — 22 место. Югорский акционерный коммерческий банк — 55 место). Большинство этих людей поддерживают многолетние постоянные контакты друг с другом по производственным и коммерческим вопросам. Поэтому в последние годы нефтяная элита так легко объединяется для защиты общих экономических интересов (это облегчается еще и тем, что подавляющая доля российской нефти добывается в одном регионе — Тюменской области). В основном эти интересы касаются квот на экспорт, законодательства о недрах (включая вопросы ренты) и о привлечении иностранного капитала, государственного регулирования цен, проблемы неплатежей.
Представитель нефтяной элиты в правительстве — министр топлива и энергетики Ю. Шафраник, который ранее являлся генеральным директором объединения «Лангепаснефтегаз», председателем Тюменского областного Совета, главой администрации Тюменской области. В списке самых влиятельных политиков он занимает 10 место. Выше в этом списке из членов правительства только В. Черномырдин и О.Сосковец. В сотню самых влиятельных политиков вошел и еще один нефтяник — президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов (55 место), В Государственной Думе представитель нефтяной элиты — президент Союза нефтепромышленников Владимир Медведев (61-62 места), который является лидером влиятельной фракции Новая региональная политика, выражающей, согласно сложившемуся мнению, в основном интересы ТЭК (в эту фракцию входит и Владимир Квасов, бывший до ноября руководителем аппарата правительства, а до этого — один из руководителей «Газпрома»). Вместе с тем следует отметить, что некоторые аспекты деятельности данной фракции, в частности большое количество ее членов, проголосовавших за недоверие правительству Черномырдина 27 октября 1994 г., заставляют в этом усомниться.
В последнее время заговорили о появлении топливно-энергетической фракции и в верхней палате Федерального Собрания — Совете Федерации. Это связано с тем, что в середине июня администрации трех автономных республик — Коми, Татарстана и Башкортостана — четырех автономных областей — Оренбургской, Сахалинской, Тюменской и Томской, а также двух автономных округов — Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого — объявили о создании Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия основных нефтегазовых регионов. Eе председателем сроком на один год избран Ю. Шафраник. С одной стороны, эту ассоциацию можно воспринимать как одно из многих межрегиональных объединений (таких, как Большая Волга или Сибирское Соглашение). Но с другой, она создана главами администраций, которые одновременно являются депутатами Совета Федерации.
Основной общественной организацией, представляющей на общероссийском уровне нефтяную элиту, является Союз нефтепромышленников (президент В. Медведев). Он существует около двух лет и выполняет функции лоббирования и связи с общественностью.
В мае 1994 года возникла еще одна общественная организация нефтяников, потенциально имеющая неплохие перспективы, — Ассоциация предприятий с иностранными инвестициями в нефтедобыче и нефтепереработке («АссоСПнефть»). Eе учредили 12 совместных предприятий, действующих в нефтяной отрасли России.