Станет ли новый российский закон о занятости хорошим лекарством от наших социальных и экономических недугов?
Юридическая культура всех слоев нашего общества сейчас очень похожа на свежевспаханный и недавно засеянный газон перед большим гастрономом, Только взошли робкие росточки, как граждане — вне зависимости от профессии, воспитанности и занимаемого положения — тут же затаптывают их, прокладывая свои удобные стежки-дорожки,
Про то, как работают в России новые законы, известно многим, Удобно все списывать на переходный период, на то, что у нас, рядовых налогоплательщиков, зашоренное старое мышление, никак не дающее нам оценить и принять всю прелесть новых свобод и новых законных рамок поведения. Уже пять лет длится странный спектакль, разыгрываемый перед нами всеми ветвями власти — исполнительной, представительной, судебной. Все кивают друг на друга, обвиняют друг друга, «разбираются» друг с другом.
В такую же ситуацию попал законопроект о занятости, представленный в Госдуму нашим правительством. Eго, так сказать, рассматривают… Посмотрим и мы — глазами законопослушного гражданина, имеющего определенный уровень правовых знаний и представлений. На сугубо профессиональный юридический уровень не претендуем. Коснемся тех правовых норм, которые касаются наших с вами, читатель, жизненно важных интересов.
Ведь мы ждем с вами от властей такого закона о занятости, в котором закреплено наше конституционное право на труд и четко прописаны нормы нашей защиты от безработицы. Для подзабывших напомню: речь идет о Конституции 1993 года.
Увы, новый проект особенно огорчает большинство из нас -лиц наемного труда, да и, многих работодателе обрадует. «Опять — обилие красивых деклараций, этаких юридических призывов к обновленному 1 Мая «-празднику труда и социального партнерства, Они опять не прописаны в правовом отношении, не подкреплены финансовыми «адресами»
Молчок для дирекции и деловых людей относительно судьбы принудительной системы квартирования, налоговых льгот, или, наоборот, наказания рублем за отказ принять на работу инвалидов, выпускников школ, профучилищ — теперь, простите, колледжей, лицеев.
Государство гнет свою линию, перекладывает заботы о занятости опять на сами предприятия и фирмы. Ведь Закон о фонде занятости остается сам по себе. А это значит, что работодатели и мы, работники, продолжим регулярно вносить свои страховые платежи согласно норме процента от фонда оплаты труда. Тем самым крепя финансовый редут против безработицы. Правда, с конкретным нашим страховым случаем многое не очень ясно (если нас сократили, уволили). Гарантии весьма зыбкие, а вот условия для получения пособия по безработице похожи на полосу препятствий в нашей армии (размер сумм, короткая дистанция получения, документы).
Кстати, поданным московской печати, сейчас пособие получают около 2 млн.работников из 6 млн. безработных, хотя порядка 6 млн. человек, числящихся в неоплачиваемых отпусках, почему-то ничего не получают от своих страховых фондов
У нас стало модным кивать в сторону мирового опыта, ссылаться, на него. Вэтом случае кивнем мы рядовые налогоплательщики,-а не наши правители, Забота о людях, вытесненных на социальную обочину жизни, -долг нашего государства, норма, закрепленная в его Конституции, Для этого с нас и дерут.., простите, взимают налоги, А новый прожект хочет и тут лишний раз заглянуть в наш кошелек
Дальше — еще интереснее, Мы уже имеем за счет страховых взносов Федеральный фонд занятости некоммерческого статуса, который, по идее, и должен помогать нам, нашим семьям в случае потери работы. Но пока он дает денежки федеральной службе занятости. Часть их идет на выплаты пособий по безработице, но большая (опять-таки по данным прессы) уходит на оклады сотрудников сей богоугодной службы. Судя по Тюмени, они стараются, проводят ярмарки вакансий, открывают… хе-хе! бесплатные курсы для получения новых профессий. И не надо злиться, обижаться, вы, господа-товарищи сотрудники, не виноваты, что получаете свою зарплату не из бюджета, а из страховых взносов лиц наемного и другого труда.
Так что новому законопроекту о занятости столь любимый у нас мировой цивилизованный опыт почему-то не понадобился. Создание и бюджетное финансирование федеральной службы занятости не предусматривается, ничего не говорится и о социальных государственных программах содействия занятости (см. опыт Германии, Швеции, Франции.,.). Нет в прожекте и четкого вертикального распределения обязанностей — от столицы до сельского старосты. И самое плохое — он просто издевается над нами, ибо от безработицы сегодня мало кто застрахован — простите за сей печальный каламбур! По проекту условия выплаты пособий становятся жестче, на детей, иждивенцев предлагается выплачивать,,, 50 процентов минимальной оплаты труда, А уже сегодня она составляет лишь одну десятую часть прожиточного минимума, И хотя по бюджету на 1996 год планируют инфляцию в 2-3 процента ежемесячно, наверняка, в лучшем случае, будет 5, даже в этих «райских» условиях у многих граждан уровень жизни упадет еще наполовину. Что ж, нас приучают к мысли, что есть мы будем лишь два дня в месяц
… Недавно весьма пространно информировали тюменскую публику в местной прессе о прямо-таки титанической работе в Федеральном Собрании наши депутаты А.Трушников, E.Павлов. А вот про такой насущный вопрос жизни своих избранников, как проблема занятости, чего-то молчали. Правда, E.Павлов, касаясь своих перспектив, собрался в учителя или в журналисты. Эх, дорогой Eвгений Александрович, я вон, добывая хлеб насущный, кручусь в обеих ролях. Откровенно скажу, не слишком-то доходная получается занятость. Так что поактивнее там, в мягких креслах, может, и сумеете пробить ну хоть один, самый первый настоящий и действенный, закон — в защиту прав человека, гарантом которых и должно быть любое подлинно демократическое государство.