Тюменская реклама — тормозная жидкость для местного рынка: она «живет» в «небольшой плохой избе, хижине»
Сквозь утренний сон я почувствовал, что какой-то долговязый тип бросился на меня и е диким протяжным воплем стал душить, Разгоняя разноцветные круги в глазах, я тихо пробрался на кухню, развел успокоительный Май-Лак и медленно-медленно стал приходить, в себя, Чихнул репродуктор на холодильнике сипло-кошачий незнакомый женский голос сообщил мне, что щас начнется развлекательно-информационно- рекламная передача типа «С добрым утром! или Шегем в магазин по указанному адресу!», Тут мне стало немного весело, ибо одна заслуженная медсестра явно почтенных лет получила по радио песню в подарок ко дню рождения — лихие «нанайцы» бодро сбацали не- что про деревенскую любовь, Но после них тот же долговязый тип выскочил из радиоточки и заорал про то, что только в магазине фирмы «Вестностальжи» я смогу приобрести кассеты с записями популярной музыки, то бишь 60-70-х годов — «битлов» и «песняров», Джо Дассена и Валерия Ободзинского, Со злорадством я подумал, что после такой рекламы мое поколение вряд ли тронется с места, И с грустью, что узнал голос моего недавнего студента, Игоря E,
День был испорчен, я открыл окно на кухне… Напротив рабочие привинчивали к троллейбусному столбу металлический щит с заветными буквами «МММ». Щит зазывал меня нести денежки на привокзальную площадь. Наверное, эти деятели хотят насладиться зрелищем митинга обманутых вкладчиков уже не на мостовой перед мэрией, а на рельсах Транссиба.
Хлопнула дверь, пришла жена и закатила мне скандал, причиной коего стала очередная моя рекламная доверчивость. Начальство решило послать жену в командировку в Березово, мне было поручено узнать про авиа- рейсы и цены билетов. Строгий женский голое в трубке ответствовал, что такая-то авиакомпания в Березово не летает, Малость огорчившись, я достал карту нашей области и нашел сколе его поселения другое — Белоярский, куда компания летала, «Ничего, — оказал я жене,- не карте между ними меньше ста км, может быть, летают пассажирские вертолеты».
Так и порешили, Не в Рощине бывалые люди посмеялись над моим маршрутом, оказывается, а Шерезово летает самолет другой компании, Жена едала билет и о опозданием на сутки улетела прямо пе назначению, А в наказание мне подсунула под нее одну из многолетних тюменеких газет бесплатных объявлений, На одной из полое мебельный салон где-то в конце первого автобусного маршрута обещал богатый и низкий не ценам выбор детских уголков и книжных полок,
Но, видимо, это был очень плохой день, Пришел деверь, о которым договорились кантовать эти мебельные штуки, Пришел и сказал, что о грузовым «уазиком» он не договорился. Ужо вместе мы стали опять листать газеты, искать телефоны фирм транспортных услуг. Таковых оказалось всего четыре на полумиллионный город, По трем телефонам нас облаяли, по четвертому, вызнав всю нашу подноготную, приняли заказ как срочный: на три часа дня за хорошую плату.
Без десяти три мы вышли во двор и уселись на скамейку. В 10 минут пятого во двор въехал… самосвал, После бурного объяснения нам показали на большую кабину (поместимся втроем), пообещали довезти до Лесобазы, там нас оставить и вернуться на фургоне. Финал был печален — плакали денежки, в магазине было не то, фургон не приехал…
Последний удар нанесла мне «Роспечать», отказав в подписке на профессиональные культурологические журналы. Они, действительно, выходят через пень колоду, то сдваиваются, то страиваются, опаздывают почти на год. Оператор убедил меня в том, что из-за жалоб подписчиков в Тюмени решили эти журналы не заказывать,
Каково же было мое удивление спустя два месяца, когда я узнал, что эти журналы попали в дополнительный каталог, Пришлось подписаться только с сентября.
Вечером я восстановил все дневные впечатления об уличной тюменской рекламе, заново пересмотрел рекламные полосы газет, перечитал маслу переводных забугорных исследований о современней рекламе (ст Дж, Адамса де Л. Якебсона из Швеции), Вывод, возможно, для кого-то малоприятный; те, что в нашем городе считают рекламой, так же далеко от ее назначения, как трудно почувствовать разницу между «Омириофф» и поллитровкой местного розлива, Многие рекламные полосы наших газет делаются по принципу «вали все в кучу», от шампуня до КамАЗа, Эти страницы совершенно на учитывают разницу в толщине кошельков обывателя.
А там (Та-ам!) газеты не стесняются по зернышку клевать, целые полосы отводят под рекламу дешевых распродаж, недорогих товаров и надежных магазинов, где их можно купить.
Удачно, на мой взгляд, и со знанием психологии людей с небольшим достатком подана во французской «Матэн» реклама люстры в гостиную: «Не все то золото, что блестит» (так по- русски можно понять в переводе броскую фразу). Ау нас.,. Конечно, о стабильности германского рынка нам на зависть свидетельствует реклама, надежно впечатанная в бока подержанных «мерседесов»,которые закупила Тюмень для коммерческих рейсов. Разглядев в магазине цену небольшой банки нитроэмали (за 40 тыщ.), я понял, что нашим АТП довольно накладно перекрашивать свои «новинки». А может, это наглядный урок для местных рекламщиков?
На следующее утро в почтовом ящике сошлись две рекламные газеты, Одна из них — «Семейный кондуит», редактор — опять же мой бывший студент Игорь К, Я уже молчу про то, что по всем законам цивилизованного рынка даже на бесплатно доставляемый товар, хоть и газету, сладу о г получить согласие клиента, Я-то, кстати, согласен, ибо сие изделие и есть по нашим меркам несомненный прогресс, Но и оно любит меня то позлить, то повеселить, А то и ненавязчиво так, запреете, обмануть,
Последний номер огорошил сенсацией; «Как известно, не всякий труд облагораживает человека- Так что (далее всяких орфографических изысков, курсивом- S.P,) я назову тебя миленьким, только купи «моющий» пылесос». Этим заканчивается рекламная статья о достоинствах отечественных «Чаек», А начинается она заголовком «Химчистка на дому» (?),
Представляете мое разочарование, ибо я действительно хотел бы завести такую штуку.
Кстати, весь материал — перл на перле: «При покупке пылесоса кроме соответствии цены возможностям Вашего (почему с 6oflbu^?j КОШEЛЬКА обязательно обратите внимание на выполняемые им функции (подчеркнуто мной — В.Р.)».
P.S. Многие фамилии и названия чуть-чуть видоизменены, дабы пощадить чувства моих бывших студентов-филологов, пустившихся во все тяжкие местного рекламного бизнеса. И с надеждой, что отбросят скепсис по поводу якобы бесполезных своих гуманитарных дипломов. А нищей братии вузовских преподавателей остается надеяться , что их относительно безбедные выпускники закажут им по божеской цене соответствующие курсы повышения квалификации и «засияют ваши знания, как новенькие» (последнее -из той же рекламной газеты). И кстати, Игорь, что же это такое в вашем кроссворде в N 25: «Небольшая плохая изба, хижина»?