Жилая архитектура Тюмени под сенью Петра и Павла
Лучшего места для такой выставки в нашем городе не найти. Eще в советское время хоть в малой степени был искуплен страшный грех осквернения православных храмов — отреставрирована надвратная церковь, возведенная предками в честь христианских апостолов Петра и Павла. Считается, что строили ее по измененному проекту С.У.Ремезова, правда, после страшного пожара 1842 года понадобилось десять лет на восстановление храма, но уже в новых формах.
В 80-е годы в нем устроили филиал областного краеведческого музея, чьи экспозиции и культурническая деятельность более всего касаются особенностей духовной жизни тюменцев минувших эпох. Новые и вдумчиво прорисованные ее черты сотрудники музея предложили увидеть горожанам буквально накануне праздничного дня в честь 409-летия града. Выставку назвали «Заповедная Тюмень: жилая архитектура XIX- начала XX веков».
Получился праздник необычной встречи с собором из зданий, домов и особняков. Именно с собором, поскольку многие из них если и сохранились, то утратили свой первоначальный вид, малые архитектурные формы. Часть сгорела, часть была передана под конторы и коммуналки, часть просто снесли, освободив место для стандартных безликих коробок. новые хозяева под фальшивые речи из радиоточек и телевизоров о воспитании гармоничного человека и достижениях советской эстетики быта занимались своей текучкой, в которой было не до уюта и красоты старых домов.
И вот они сошлись все вместе в намоленных стенах храма-музея в светлом сиянии жаркого июльского дня, дух свой явив в линиях талантливо выделанных макетов, заново образовали прежний порядок вещей и устроение того времени и быта, когда редкий тюменский дом не был счастливым и замечательным свидетелем и участником трудов и дней своих настоящих хозяев.
Даже бывалые люди — завсегдатаи городских выставочных вернисажей, пришедшие на открытие, — удивлялись новизне такого взгляда на старый город, представили и увидели его уголки и ансамбли в первозданной красоте. Нет, я не буду снова расписывать достоинства купеческих особняков Иконниковых, Колокольниковых, Машаровых… Про них многое сказано и написано. А вот четырехскатный деревянный дом-замок у Земляного вала меня поразил. Сколько же раз я проходил мимо, не замечая ничего особенного. Досталось ему в последние десятилетия. И вот макет раскрыл снова его лад, показал, как умело безымянный строитель, скорей всего, глава большой семьи, перебравшейся в Тюмень из села, органично соединил в одно целое гостиные, жилые комнаты, хозяйственные помещения и кладовые. Громада не подавляет человека, в ней все равно тепло и уютно, надежно и просторно. Скромный декор лишь подчеркивает легкую цепь оконных проемов, чтобы не утяжелять фасад.
Так получилось в городской истории, что именно жилая архитектура Тюмени более всего представляла ее характер, неповторимый лик. Синтез провинциального классицизма с другими стилями, с переходом к русскому модерну не вылился в эклектику. Он позволил не утерять своей мощи монументальности постройки и теплому узору внешнего оформления, ажурным разрядкам балконов, деревянной резьбы, милому царству растительного орнамента.
Как много красивых и сильных людей, живших в этих домах, сколько лиц, исполненных достоинства и уважения к бытию. Старые фотографии, открытки с городскими видами, картины и акварели А.Барышева и других тюменских художников оказались на выставке очень кстати.
Одного не пойму, почему все это раскрывается сейчас? Конечно, реформы, прощание с советским прошлым. Но и в нем были Суздаль, Вологда, Кострома… Почему особенно в Тюмени гадкий вирус временщика и архаровца при попустительстве обделенных умом и красотой властей позволил родится известной поговорке «Тюмень — столица деревень»? Кстати, в определенном смысле в ней нет ничего дурного, про Москву тоже в этом ключе говорили. И вот выставка отвечает — увы, именно в советское время своенравный дух и устойчивый быт нашего города практически свели под корень. Системе не нужны были крепкие и самостоятельные хозяева таких домов, трудом и верою добывавшие свои личные богатства.
Какими же фальшивыми выглядят сейчас печатные «труды» недавних тюменеведов о кондовом прошлом града на Туре, дикости и замороченности его жизни. Оказывается, дореволюционная городская Дума прислушивалась к своим архитекторам, были расписаны правила обустройства домов и улиц, даже выбор красок.
Печально, но выставка стала и реквиемом по утраченной красоте. Долго стояли мы у макета «Серебряного дома» — жемчужины нашей жилой архитектуры (Советская) Злоба и корысть людская сожгли его. Чуть скрашивает горечь то, что полным ходом идут работы по возвращению первоначального облика еще одной нашей жемчужине — особняку Иконниковых-Колокольниковых (бывшему музею Блюхера на ул.Республики-Царской). Видел дом и великого нашего поэта В.Жуковского — наставника цесаревича Александра, того самого, отменившего крепостное право, а через 80 лет в нем была штаб- квартира красного комдива.
Официозной помпы на открытии не было. Лишь благовеяние. Словно очень важные вещи хотели сказать нам эти гордые хранители минувшего, чтобы их обновленный лад помог нам омыть души, жить достойно. Краткое вступительное слово заведующей филиалом Н.Войновой незаметно перешло в первую экскурсию. Потом начался слайд-фильм, после которого заместитель председателя Тюменского фонда культуры Н.Ханова точно заметила: «Люди нашего города той поры умели выражать себя через жилище».
Остается добавить, что выставку задумали и оформили сотрудники музея Н.Войнова, М.Жучкова, их коллеги. Все на скудные музейные средства, ни одного рубля они не получили из праздничного фонда. Умолчу, каким образом и как делали свои великолепные макеты выпускники-дизайнеры класса педагога Г. Вершинина из нашего училища искусств. Но нищая тюменская культурническая голь на выдумки тоже хитра. Желающим лишь на ушко скажу про то, из чего сделаны они.
Дольше других оставались у макетов и картин дети. Их руки трепетали, повторяли старые красивые линии, учились заново красоте. Пусть всем им повезет с достатком и построят они настоящие дома. Себя и Тюмень ими радовать.