X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Право вернуться

Сегодня на третьей странице мы перепечатываем отрывок из новой книги Светланы Алексеевич. Конечно, хотелось бы сначала поговорить с депутатом Eвгением Павловым, членом Совета Федерации, заместителем председателя комитета по делам СНГ. Но стоит ли откладывать эту очень острую тему? И потому пишу то, о чем думаю, что беспокоит. Eжели депутат Павлов захочет что-то добавить или высказаться по этому поводу, мы продолжим разговор.

.. .Сегодня среди скорби о распаде Союза как-то затерялось, забылось то, с чего все началось, Самое-самое начало, Массовое бегство суверенных республик.

А ведь все началось с тех самых людей, которые сегодня больше всего стенают об исчезновении Союза. Но тогда они говорили об ущемленности России в Союзе, об отсутствии собственного ЦК и собственной академии наук (даже у самых маленьких республик есть, а у России нету!), Eсли и вы забыли, поднимите газеты 1989-1990 годов. Первой о суверенитете заговорила Россия. Потом об этом вспомнили другие. «Процесс пошел».

В те годы нынешний депутат Павлов больше всего был обеспокоен межнациональными браками и снижением рождаемости среди русских, Мне думается: заботиться о том, чтобы рождалось больше русских — это прекрасно. Но кто побеспокоится не о будущих, а о сегодняшних русских, которым нет места в России?

Я перечитываю то, о чем написала Светлана Алексиевич, И не могу не обратиться к недавнему интервью Eвгения Павлова и Николая Денисова (газета «Позиция»), Пространные ответы Eвгения Александровича сводятся к тому, «чтобы вопросы положения русских в соседней республик не поднимались на всех уровнях».

Безусловно, об этом надо говорить и надо писать. Но почему забыто такое простое и естественное право гражданина — вернуться домой? Вернуться в Россию? Почему-то о том, что происходит, когда человек этим правом пользуется, пишет белорусская писательница,

Почему почти два миллиона возвратившихся имеют статус беженцев, статус вынужденных переселенцев? Ведь как бы то ни было они вернулись домой…

Такое впечатление, что государственные структуры вовсе не спешат содействовать возвращению русских, не готовы его обеспечить экономически и политически.

СССР — не первая империя, которая распалась в двадцатом столетии. Такое случилось с Великобританией, уже после второй мировой войны лишившейся всех своих колоний. Такое случилось с Францией, потерявшей Алжир и другие заморские департаменты. Были, конечно, бурные демонстрации, была борьба и даже мятежи (например, оасовский в Алжире). Но я ни разу не читал, чтобы где- то сдерживалось возвращение на Родину. Чтобы возвратившиеся были предоставлены самим себе либо им предлагали для поселения отравленные территории.

Не следует понимать эти строки, как призыв — бросать все и возвращаться. Но у человека должно быть право выбрать, право уехать или остаться. Он не должен оказываться заложником чьих-то политических амбиций, избирательных программ, идей, Он должен выбрать и знать, что его защитят, если он останется (закон защитит, право защитит). И что его примут, если он захочет вернуться.

Наверное, у политиков, мечтающих восстановить бывший Союз, есть свои доводы удерживать русское население в пределах новых государств. И это откровенно формулирует Eвгений Павлов: «Речь ведь идет о правах человека. А это не является внутренним делом того или иного государства».

Депутатов беспокоят бывшие колонии, бывшие Военно-морские базы, бывшие целинные земли, осваивать которые русокие ехали из России под аплодисменты прежних депутатов, И сегодня опять мы слышим: наш Крым, наш Северный Казахстан, наш Севастополь, наша Прибалтика…

А люди, волею судьбы и по инициативе депутатов оказавшиеся вне Родины, они — «не наши»?

Депутат Павлов сказал, что больше всего его беспокоит, что «у депутатов, вообще у руководителей, слишком слабо чувство патриотизма». Я согласен. Ибо убежден, что патриотизм состоит прежде всего в том, чтобы заботиться о людях, всегда, в любой .нормальной стране, составляющих самую главную ценность этой страны.

Я бы очень хотел услышать не патриотическую риторику о том, преподают или не преподают в бывших республиках бывший язык межнационального общения, Я хотел бы услышать конкретно: сколько жизней и кого спасли депутаты из комитета по делам СНГ? Кому помогли переехать и устроиться в русском доме, в России?

Проблемы границ, флотов, колоний еще можно исправить. А вот людей не вернуть. Даже усилий всего далекого от людских проблем депутатского корпуса не хватит, чтобы вернуть к жизни хотя бы одного человека. Попавшего между историческими жерновами, которые с таким старанием вращают избранники народа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта