Периодическая система добрых элементов Радия Погодина
В мазохистских радениях по случаю «чистки» нашей культуры от советского наследия не принял участие разве только ленивый «создатель нетленных духовных ценностей», Вот сижу просматриваю свою библиотеку, склеил целый том из газетных и журнальных вырезок литературных, тэ-сэ-зэ, дискуссий, начиная с 1986 года.., Боже, как стыдно!
Конечно, основания для спокойного и объективного переосмысления были и есть, но буйные пляски радикальных неофитов всех флангов к добру не привели. Особый урон они нанесли нашей детской литературе XX века. А ведь она — безусловное положительное явление советской эпохи , ибо стараниями М.Горького, К.Чуковского, С.Маршака, В.Маяковского, А. Луначарского и Н.Крупской впервые в мире из области вспомогательной, периферийной для мастеров слова, стала суверенной творческой и в основе своей гуманистически и демократически суверенной державой.
«Ссылки на авторитеты не есть доказательство», -‘все время одергивает меня мой беспокойный московский друг и коллега, известный культуролог Ричард Соколов. И если вам начхать на мой авторитет спеца, вот уже 30 лет занимающегося детским чтением, то, вопреки Ричарду, спасаю свое вступление ссылкой на мнение знаменитой Мариетты Чудаковой. В статье об истории советской литературы в «Новом мире» в начале 90-х гг., когда зуд «чистки» был особенно силен, она, уложив на лопатки «трупы» Фадеева и Шолохова, Толстого-третьего и Фурманова, в финале добрым словом помянула наших детских писателей.
Но черное дело было сделано, хоть детская литература и держава, но в сильной зависимости от взрослых. Хорошую детскую книгу реалистического и игрового плана перестали издавать. На прилавки хлынул поток насекомых и сказочных принцесс, квазиисторических опусов и мистики. Хорошо, что много духовной литературы, толкований к библейским текстам. Но кто видел детский Коран с комментариями?
Да, вы правы, много фантастики. Кир Булычев так торопится, что даже сюжетные концы связывает-наспех. Владислав Крапивин? Продается, но тоже совсем забыл грешную землю, все в параллельных мирах «охотится». Вон «Мурзилку» принесли, картина та же: дети для редакции — сосуд, который теперь положено наполнять развлекаловкой, смехотрюками, лишь бы подальше от реальной, жестко обжигающей жизни. Не верите? Цитирую заголовок: «Помогите Бабе Яге долететь до избушки». «Что на листке тетрадном накалякал гном? Что — хотел бы он сказать нам, вряд ли разберем», — «калякнула» в N 8 за этот год ускоренно «пробежавшая» свою перестроечную дистанцию — от пионерского знамени до гномов — известная Ирина Токмакова.
Глянул в календарь и вспомнил — на этой неделе (16 августа) исполнилось 70 лет большому и честному детскому писателю, петербуржцу Радию Петровичу Погодину. Родился он в тверской деревне Дуплево, родители в том 1925 г. еще были полны веры в новую жизнь, вот и имя сыну выбрали под стать. Но вскоре семья переехала в Ленинград, в рабочий район. В блокаду он уцелел, паренька вывезли на Урал на носилках, там стал работать дежурным поселковой электростанции,так решили взрослые, ибо ослабевшему Радию можно было выполнять свои обязанности сидя и не сходя с места.
На фронт ушел в январе 1943 г., попал в полосу самых тяжелых боев (форсировал Днепр, потом — Румыния, Польша, битва за Берлин). Уцелел, лишь ранен был дважды. Снова — любимый город, работа и занятия в литобъединении. Первый свой рассказ увидел в печати в 1954 г. («Мороз»). Но по-настоящему, он совершил переворот в нашей современной детской литературе в конце 50-х. И были это рассказы и маленькие повести «О веселых людях и хорошей погоде». Вместе с Вл.Крапивиным, который тоже «отличился» в то же время ли-рико-романтической повестью «Брат, которому семь», они пошли на штурм нравоучительных книжных крепостей, в которых закаленная идейно и морально стерилизованная председатель совета отряда лучшего в школе класса Нинка Королева в два счета с остальными очень правильными девочками и мальчиками исправляет перешедшего из другой школы отпетого хулигана и двоечника Кешку Верзи-лина.
И они победили. В нашу детскую литературу ворвался свежий воздух настоящей жизни, нравственные страдания наших юных Вертеров и Наташ Ростовых. И, о ужас для педагогических матрон той эпохи, мучительные физиологические и психологические перемены в теле и характере подростка на переходе к юности.
Куда сейчас задевали погодинскую повесть о Дубравке, в которой романтическая тяга к первой любви переплелась с открытием трудного и противоречивого мира взрослых отношений? Когда лицемерное заигрывание с высокими идеалами прикрывает пустоту души, похотливую откровенность любовных интрижек, мелочную сутолоку будней…
Мир бренный, пошлый и бессердечный торопится вырастить поскорей себе подобных, и как мало на земле настоящих людей, «которые идут на шаг впереди других. С ними не устают последние. А что касается погоды, она всегда хорошая, когда весело у человека на сердце, когда ему некого бояться, нечего стыдиться и незачем врать». Героине Р. Погодина повезло, она нашла такого взрослого друга. Старая актриса помогла ей пройти через мост прощания с детством без страшных потерь и разочарований в жизни. Но нынешним семиклассницам «Дубравку» не рекомендуют.
Мечтатель, фантазер, романтик у Погодина все время сталкивается с жесткой пробой жизни, саморефлексирует, занят огромной внутренней душевной работой, он может оступиться, его ломают, иногда побеждают, но главное открытие писателя -герой встречает настоящего человека, сам находит для себя древние слова великой Нагорной проповеди.
Найдите, прочитайте вместе с вашими детьми книги Р. Погодина. Eго «Ожидание» о творческом озарении, живописи этого мира, волшебный и горький карнавал бытия («Трень-брень»), недавний роман о юношах страшной войны. Эти книги нисколько не устарели, если, конечно же, вы еще хотите знать, что может в текущей жизни доброе начало.
…Eго спросили улетаешь на год, с собой берешь не более пяти книг,
— Зачем пять? Одну возьму -«Дон-Кихота». Высочайшая книга всех времен и народов.
***
фото: