Эксперимент на людях – врачах и пациентах
Повестка дня внеочередного заседания городской Думы могла бы, наверное, многих удивить, стать в некотором роде прецедентом — ведь речь шла о неподчинении закону. Но нынче удивить чем-либо весьма трудно. И даже тем, что городские врачи находятся на грани забастовки, мы уже не поражены, особенно если известна причина. А причина проста и сложна одновременно: врачам не на что жить. И не на что лечить больше.
Поэтому тема заседания сформулирована так: «О пересмотре сложившейся практики (системы) медицинского страхования в городе Тюмени». Перед началом заседания врачи провели пикетирование городской мэрии.
Страховая медицина внедряется в городе уже второй год по решению администрации. Правда, из-за недостатка средств страхование до сих пор внедрялось только в системе амбулаторно-поликлинической службы, а больницы работали пока по-старому — то есть финансировались из городского бюджета.
Все шло вроде бы нормально до начала второго полугодия нынешнего года: выдавались полисы (неторопливо, правда), одновременно шел прием и без оных, деньги на страховую медицину тоже перечислялись. Напомним, что финансы амбулаторий и поликлиник должны были состоять из средств, перечисленных Тюменским фондом обязательного медицинского страхования (он областной и оплачивает лечение работающего населения), и денег, предназначенных для лечения населения неработающего — дети, пенсионеры, студенты и другие подобные категории (их обслуживание берет на себя городской бюджет).
Сбой произошел во втором квартале нынешнего года. Выяснилось, что выплата денег из фонда прекратилась. Не продлен договор между областным фондом и городской администрацией. Долги фонда составили 11,5 миллиарда (еще за первое полугодие, между прочим), а поступления из городского бюджета слишком малы, чтобы ими можно было охватить все население и весь спектр медицинских услуг. Об этом доложила на заседании Думы Наталья Зольникова, заместитель начальника городского управления здравоохранения и медицинского страхования.
Никто, наверное, не возьмется определить, кто в сложившейся ненормальной ситуации пострадал больше: врачи или больные? У поликлиник взлетели суммы долгов за все жизнеобеспечение (свет, вода), неоплаченные счета аптекам лишили лекарств большие группы населения, а сами врачи не получают зарплаты уже два месяца. Что это такое — нашим людям, никогда не имеющим денежных «заначек», объяснять не надо.
Напряжение возникло как в среде медиков, так и у городского населения, прямо скажем, не совсем понимающего, что происходит и зачем оно вообще нужно, медицинское страхование, если все так оборачивается?
Сейчас — срочно! — необходимо 18 миллиардов рублей, чтобы снять возникшие проблемы. Где их взять, если одинаково стоят каждый на своем: и Кретинин, президент областного фонда (ТФОМС), и Макаров, начальник городского управления здравоохранения? Первый не хочет платить долги, пока не будет заключен договор между городом и фондом на второе полугодие, второй настаивает на своем желании взять под крыло ВСE городские страховые медицинские службы. На заседании Думы прямо говорилось, что дело встало из-за амбиций. К слову, обоих начальников на заседании Думы не было.
Но самое главное, что деньги-то у областного фонда есть, его филиалы за второй квартал собрали больше 12 миллиардов рублей.
Заседание Думы было практически открытым, на нем присутствовали городские врачи. Конечно, прежде всего они ждали решения, которое позволило бы буквально в понедельник (а Дума заседала в пятницу) продолжить финансирование медучреждений. Когда этого не произошло, врачи вручили думцам открытое письмо. В нем, в частности, говорится:
«На сегодняшний день, по нашим данным, из каждых 100 пациентов, обращающихся за помощью в поликлиники и женские консультации, 66 работают, из них только 20-25 имеют страховые полисы. Следовательно, согласно закону поликлиники могут рассчитывать на получение средств лишь за каждого четвертого-пятого обслуженного больного».
В письме подробно рассмотрены проколы внедрения страховой медицины: растянутые сроки выдачи полисов (что, считают медики, выгодно страховым компаниям), разбухающая отчетность, перегружающая врачей и бухгалтерии лечебных учреждений.
«Мы считаем, что подобное внедрение закона (о медицинском страховании — И.К.) приведет к краху амбулаторно-поликлинической службы города», — бьют тревогу врачи. Они просят «прекратить действие сложившейся системы обязательного медицинского страхования; принять поликлиники города на финансирование из городского бюджета; создать ГОРОДСКОЙ фонд медицинского страхования и ОДНУ муниципальную страховую компанию; определить порядок и методику расчетов между поликлиниками и этой муниципальной страховой компанией. Только после этого приступить к внедрению закона о медицинском страховании».
Понятно, что внедрение страховой медицины в Тюмени не то чтобы потерпело крах, но отодвинуто на неопределенные сроки случившейся историей. Городская Дума решила просить областную администрацию реорганизовать территориальные фонды в Тюмени и на их базе создать единый городской филиал ТФОМС. По тому же решению администрация города должна найти деньги, чтобы врачам и другим медицинским работникам выплатить зарплату, одновременно взыскав долги с областного фонда. Создана комиссия Думы по контролю за реализацией закона о медицинском страховании в Тюмени. Эта комиссия и должна подготовить документы к заседанию областной Думы, поскольку быть или не быть у нас страховой медицине и когда быть — это решает только областная Дума. А решение городской Думы… ничего не решает! На сегодня городская Дума — орган, получается, совещательный, который лишен возможности распорядиться даже в критической ситуации.
Видимо, исполнение закона о медицинском страховании в Тюмени началось, мягко говоря, не с того. Наверное, надо было все-таки сначала определить правовые отношения сторон, в частности, городского медуправления, областного фонда и непосредственно медицинских учреждений. Eсли уж они, насколько можно судить, недостаточно четко определены законом. Приоритетом должны стать в первую очередь интересы граждан, затем — медиков, а уж потом — страховых фондов и компаний. И договор или другой документ должен предусматривать подобные ситуации и иметь механизм изъятия средств у страховых фондов и компаний в случае задержки ими выплат непосредственно тем, кто обслуживает население — медицинским учреждениям. Видимо, ныне действующий договор между ТФОМС и городской администрацией несовершенен, если столь беззащитны оказались его главные субъекты — больные и врачи.
А вообще-то заседание Думы произвело впечатление грустное. Депутаты, среди которых -три врача, и зал — в основном тоже врачи, получилось, обсуждали главную проблему городской медицины в узком кругу пострадавших. Другие пострадавшие — их пациенты — вынужденно остались за кадром.
***
фото: Врачебный пикет;На внеочередном заседании Думы.