Дом, где раскрываются сердца
В этой школе не дают кличек ни учащимся, ни педагогам. В этой школе царит атмосфера взаимного уважения и трудолюбия. Хотя на переменках в узких коридорах и на школьном дворе ребятня ничуть не отличается от сверстников, обучающихся в обычных школах. Та же веселая беготня, жизнерадостный смех…
Нет, все-таки отличается: у большинства ребят мы заметили приложенные к уху портативные диктофоны. Оказалось, на кассетах записаны не только музыка и песни, но и английская, немецкая или французская речь — так лучше усваивается только что закончившийся урок. И еще одно отличие — мальчики и девочки ведут себя совсем как дома.
— Для них наша школа и есть дом, в полном смысле слова, -говорит Лидия Оплетаева, директор первой в городе школы свободного развития. — Мы открылись в сентябре 1992 года, процесс обучения основан на принципах вальдорфской педагогики, ставящей целью развитие в каждом воспитаннике свободной, неординарной личности. Образовательные программы ориентированы на развитие природных задатков ребенка -прежде всего воли, чувств, мышления в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Сегодня в школе 150 детей: 130 в первом-пятом классах, а 22 ребенка посещают разновозрастную группу детского сада. Eжегодно проводится набор в один первый класс. День начинается с уроков умственного труда, затем преподаются иностранные языки. После обеда идут занятия музыкой, а также лепка, рисование, хореография. Уроки проводят опытные преподаватели, имеющие дипломы с правом преподавания в свободной школе. Здесь отрабатываются новые технологии преподавания интегрированных предметов, а учебные классы являются базой для работы ученых, педагогов общеобразовательных школ, студентов педучилища и госуниверситета. Настоящими энтузиастами можно назвать преподавателей музыки Дарису Анисимову и Марину Карпову, преподавателя изостудии Людмилу Назарукову и специалиста по керамике Наталью Колосову. Полноценное трехразовое питание обеспечивают профессионалы высокого класса Галина Жевно и Галина Кичигина.
Учитывая уникальность организации образовательного процесса, в школу нередко поступают дети с серьезными заболеваниями сердца, почек, печени, желудка, костно-мышечного аппарата. Постоянный медицинский контроль за детьми осуществляет Татьяна Конюкова -медик с 18-летним стажем.
— Eсть у нас и проблемы, решить которые самостоятельно нам просто не под силу, — говорит завуч Виталий Оплетаев. -Как вы заметили, школа располагается в здании детского сада, рассчитанного на 120 мест. А уже сейчас необходимы лаборатории, спортивный зал и мастерские. Нам охотно идет навстречу первый замглавы городской администрации Виталий Терентьев, он уже распорядился начать реконструкцию здания и сооружение пристроя. Но временные меры не способны решить проблемы в корне, поэтому мы вынуждены обратиться за помощью в Германию, где существует Антропософский фонд, делающий инвестиции в развитие школ нового, типа.
Что ж, приходится в очередной раз уповать на заграницу. Пусть. Главное, чтобы наши дети при этом не забывали, откуда родом. Похоже, воспитанникам школы свободного развития это не грозит — в каждом рисунке и в каждой поделке из глины родные мотивы прослеживаются отчетливо.
***
фото: Из таких мгновений складываются школьные дни;Урок литературы ведет Любовь Степановна Бочаров.;;