По протоколу
Конечно, официальная канва салехардского юбилея дает немало пищи для толкований и предположений о том, что было, есть и будет в затяжном романе между областью и округами (классический треугольник!). Но мы попробуем отойти от тонкого льда прогнозов и без затей, попросту, а точнее, по протоколу, расскажем о том, что было. Но с фотокарточками.
Исторический поцелуй
Спецрейс с Леонидом Рокецким на борту (обычный потертый АН-24) приступил к снижению. Слева — широкая полоса Оби, внизу — желто-сизая тундра, которая от Полуя вздымается вверх к Ангальскому мысу. Под шасси стучит железная взлетно-посадочная полоса.
Встречали губернатора на самом высшем уровне — Юрий Неелов, Николай Бабин, Иван кочерга (соответственно — глава администрации округа, председатель местной Думы, мэр города).
Да вы на снимок посмотрите: ишь, как улыбаются! А через несколько секунд состоится исторический поцелуй Леонида Рокецкого и Юрия Неелова, с которого, можно предположить, начнется отсчет новых отношений между центром территории и Ямалом.
Кто хозяин Ямала?
На летном поле было прохладно, но никто не торопил: «По машинам!» Минут через десять обнаружилась и причина задержки. Снизился и пробежал по ВПП бело-голубой Як-40, на борту не по-нашему написано, что-то про «Надымгазпром». И все тут же развернулись к самолету лицом. Вроде почетного караула. А тут и выкатился автобус, из которого быстро посыпались мужики в казачьей униформе. Они тоже построились и выставили вперед дородную дивчину с хлебом и солью.
Вышел из самолета сам Рэм. Рэм Вяхирев, председатель РАО «Газпром». Отведал хлебца. А ему уже подают «боевую казачью шашку, освященную», так было сказано. Рэм целует клинок, а нестройный хор поет «Многая лета». Потом вынесли поднос, уставленный стаканчиками с белой и с коричневой жидкостью. Судя потому, как крякалите, кому подавали, в стаканчиках — не чай и не кофе. Особенно интересовался подносом высокий мужик в длинном кожаном пальто, которого вели от самолета к машине под руку. Мне сказали, что это -один из членов совета РАО «Газпром».
Оказался в пышной свите Рэма Вяхирева и бывший председатель Ямало-Ненецкого окружного Совета Александр Кузин. Многое я вспомнил, глядя на него. А выглядит Александр Иванович очень хорошо.
И позднее, уже в администрации, после небольшого «выпить-закусить» состоялся, так сказать, прием по личным вопросам. Должностные лица округа и области в порядке живой очереди, помахивая свернутыми в трубочку бумагами-челобитными, приготовились к встрече с председателем РАО. И встречи состоялись. И, как можно было понять по выражению лиц, достаточно удачные.
Не могу я тебе в день рождения…
Ну, это я не могу. А на сцену приглашались, главным образом, те, кто может. Надарили Салехарду целую картинную галерею. Представители союза северных городов (15 разных мэров) вручили просто раритеты: конструкцию из самоцветов с Кольского полуострова и полуметровый бивень мамонта, щедро изукрашенный чукотскими косторезами. Леонид Юлианович подарил Салехарду 200 миллионов рублей. Но всех, конечно, превзошел Рэм Иванович: от «Газпрома» — два завода. Мясоперерабатывающий и рыбоперерабатывающий.
Конечно, все это было в обратном порядке (сперва — заводы, потом — все остальное). Были и поздравления: президента, премьер-министра (его зачитал Рэм Вяхирев).
В словах самого Вяхирева прозвучала не только гордость за Ямал и его столицу -Салехард, но была сделана и попытка критически оценить прошлое: «Не всегда правильно вели мы себя на этой земле. Теперь обещаем, что будем вести как нормальные люди на нормальной земле. Мы себя не чувствуем здесь пришлыми…»
Вот и хорошо, думал я. И подвел черту под этими тремя небольшими сюжетами, которые я пунктуально запротоколировал в четырехсотый день рождения Салехарда.
P.S. Виктор Строгальщиков в своей «лебединой строганине» сказал, что он «не так стар для проповеди». Правда, мы с ним родились в один год — год Тигра. Поэтому я решил, что для субботнего номера можно предложить читателю и что-нибудь не такое серьезное. А для несерьезного — годится всякий возраст.
***
фото: