X

  • 26 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 131
  • 5630

Пятьдесят лет после первого сева

Читаю, просматриваю тысячи и тысячи отзывов, то оформленных типографски, с золотым тиснением, то написанных от руки на грубом листке из школьной тетради первых послевоенных лет. Вся школьная география нашей области представлена здесь.

Их авторы — педагоги пятидесятилетий, регулярно приезжавшие и приезжающие в Тюмень на курсы повышения квалификации в областной ИУУ — институт усовершенствования учителей.

Вы представьте единственного литератора, к примеру, из аромашевской глубинки. Варясь в собственном соку, без общения, забываешь многое, и методические журналы — не спасение. В такой ситуации поездка в Тюмень на областные курсы была желанным светом в окне. А еще — и себя показать на семинаре, и уроки коллег посетить.

5 сентября 1945 года на старой машинке в Тюменском области напечатали первый приказ по институту: его директор, один из лучших наших математиков Петр Юлианович Хайновский, приступил к работе… Начинался ИУУ с одной комнаты в хорошо знакомом тюменцам старинном особняке на берегу Туры, рядом с «челюскинским» мостом. Все было в его истории: общежитие для курсантов в подвале, раскладушки в классах арендуемых школьных зданий.

К началу 80-х годов институт стал широко известен, ему отвели этаж в 14-й школе, в самом центре Тюмени. Методические кабинеты охватывали всю местную образовательную сферу — от дошкольной педагогики до предметов в старших классах и профессиональной подготовки юношества. Стало нормой, что все сотрудники ИУУ вели свои классы, работали и тогда по экспериментальным программам, осваивали передовые методики, предлагали свои.

Страна признала опыт тюменцев в развитии сети детских клубов по месту жительства, школьных производственных бригад на селе. В 1984 г. именно у нас проводили всероссийский семинар энтузиастов макаренковской педагогики. В стенах ИУУ впервые в мире родились тюменские печатные тетради.

Принимая в 1979 году институт, известный в Тюмени педагог и методист Ада Китайгородская сохранила все лучшие традиции и с открытым лицом встретила с коллегами реформистское десятилетие после 1985-го. Здесь внимательно и серьезно изучали поток инноваций, фильтровали его, проверяли новые программы и методики сами — и лишь потом рекомендовали учителям.

В 1992 году грянула реорганизация ИУУ. И это стало тем счастливым случаем в годы реформ, когда они сработали «на все сто» (в отличие от других сфер нашей жизни). В принципе, Тюмень и область имеют сейчас свою региональную педагогическую академию, в которой не только проводят курсы повышения квалификации учителей, но и ведут научно-исследовательскую работу. Безработные с высшим образованием (16 человек) получают здесь второй диплом, становятся педагогами. Впрочем, немало желающих, которые, работая, обучаются второй профессии.

Администрации области и города нашли средства и поддержали ИУУ в тот труднейший год. Он переехал в особняк на ул. Водопроводную. А. Китайгородская стала первым ректором Тюменского областного института повышения квалификации педагогических кадров (ИПК ПК). Она сохранила костяк своей команды, одновременно соединив ее бесценный методический опыт и практику с разработками ученых из признанных центров России, из вузов нашего города. Более того, все они стали полноправными коллегами: кто работает по совместительству, а кто возглавил специально образованные в ИПК профильные кафедры.

Главный капитал, конечно же, люди. Свыше 15 лет работают здесь К.Волынкина, Н.Малыкова, Э.Пономарева, В.Скешенцева. Четверть коллектива — отряд заслуженных мастеров, неизменно верных своему институту. Социальная психология такую ситуацию расценивает как показатель надежной и перспективной деятельности.

Всего в ИПК — около 200 человек, внушительное число академиков, докторов и кандидатов наук. Новые технологии воспитательной работы применительно к сегодняшним трудностям школы, местным условиям предлагает лаборатория, которую ведет московский профессор Щуркова. Наши малыши не подозревают, что их познание мира, игры, успешное развитие связаны с инновационной программой «Радуга». Младшие классы все больше вовлекаются в занятия по системе развивающего обучения.

Серьезные силы собраны в лаборатории педагогических инноваций, которую ведет В.Прудаева. Уже накоплены интересные материалы по дифференцированному обучению (экспериментальная площадка в школе N 40), по вальдорфской педагогике свободного развития.

Все структуры ИПК сейчас заняты региональным краеведением, готовят программы, учебные пособия. Историки недавно представили рукопись учебника «История земли тюменской», в разгаре работа над экологической проблематикой.

Почти решен вопрос о создании в ИПК экспертного совета. Недавно принесли макет «Азбуки» — итог трудов лаборатории возрождения языка, культуры и традиций сибирских татар. Только что открыт комплексный отдел обновления содержания образования под руководством академика В. Загвязинского.

Прохожу по уютным и красиво оформленным холлам института, читаю объявления — тюменцев приглашают учиться на психологов, логопедов, социальных педагогов, экологов и валеологов. Последняя специальность нуждается в расшифровке. За ней — умение увлечь людей здоровым образом жизни, идти своей дорогой совершенства.

А вот стенд с изданиями ИПК: свыше ста сборников, монографий, пособий. Eсть просто уникальные. Это практико-ориентированная монография «Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе» (Москва-Тюмень, 1994), методическое пособие «Основы радиоэкологии» (1994) и другие труды. Про очерки истории российского предпринимательства «Курьер» уже писал.

…Заканчивается наша беседа с ректором. В кабинете появляются проректор по научно-методической работе В.Авдеев, по учебно-методической — А.Тунге, по социальным вопросам — В.Родяшин, по профессиональной подготовке -К.Волынкина. Малый совет: быстро и четко решен вопрос о поездке творческой бригады ИПК в дальние районы Тюменского юга, там пройдут семинары с сельскими учителями.

Удовлетворены заявки на учебу в Тюмени учителей из Красноселькупа, Надыма, Нового Уренгоя. Кто-то шутит, что учителя будут до последнего стоять за единство области. Осторожно спрашиваю: в чем дело? Оказывается, ИПК когда-то имел в округах свои филиалы, помог их преобразованию в окружные институты. И если с Ханты-Мансийском дружеские и рабочие связи остались, то Салехард уже «охладел». Но это не пошло ему на пользу — многие города и районы округа по-прежнему направляют своих педагогов в Тюмень.

Ухожу… в фойе замечаю знакомое лицо: «Ольга, ты что тут делаешь?» — «Работаю, — отвечает О.Шевелева. — Это мои студенты, консультирую по дипломным работам будущих психологов». Да, в подборе своих кадров наш ИПК явно не промах. Так держать и до ста лет расти вам без старости!

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта