Привокзальная площадь
Первый железнодорожный состав прибыл в Тюмень 110 лет назад -6(19) октября 1885 года. В том же году было построено здание железнодорожного вокзала, а затем начала оформляться Привокзальная площадь.
Однако предшествовали этому факту — безусловно, исключительно значимому в развитии небольшого доселе сибирского городка — и другие любопытные, весьма запутанные, а порой драматические события…
Государственный контроль за ходом строительства был жесткий, но основное внимание чиновники обращали лишь на качество работ. И подрядчики сплошь и рядом обсчитывали полуграмотных мужичков, подсовывая заниженные расценки, им же «сплавляли» за деньги идущий под вырубку лес, наживая солидные капиталы. Многие вышли в миллионеры. По некоторым сведениям, печально знаменитый Ипатьевский особняк в Eкатеринбурге был выстроен на те же барыши.
В декабре 1885 года железная дорога Пермь-Eкатеринбург-Тюмень (участок Пермь-Eкатеринбург построен раньше) была открыта.
В том же году сдано и здание железнодорожного вокзала, построенное за полтора года.
Директор музея железнодорожников Владислав Коптелов как-то показал мне макет эмблемы, оригинал которой был расположен на старом здании железнодорожного вокзала под шпилем-флагштоком (непременный элемент любого дореволюционного вокзального здания, на нем вывешивались флаги во время следования членов императорской фамилии по железной дороге — причем каждый имел свой собственный флаг). Эта эмблема значительно отличается от официальной эмблемы МПС, принятой полтора столетия назад и не претерпевшей с тех пор никаких изменений: скрещенные якорь й топор. На «тюменской» -якорь, а на нем накрест топор и кирка. По мнению Коптелова, неизвестный автор таким образом увековечил вклад крестьян в строительство железной дороги Eкатеринбург-Тюмень.
В 1887 году сданы в эксплуатацию Тюменские железнодорожные мастерские, постепенно стала благоустраиваться поначалу очень грязная и неприглядная Привокзальная площадь. В 1902-м здесь появилось электрическое освещение, а незадолго до первой мировой войны от вокзала до пристаней выложена каменная мостовая.
Но еще почти тридцать лет Тюмень оставалась железнодорожным тупиком: Великая Сибирская магистраль прошла южнее — через Курган. Однако именно благодаря «тупику» Тюмень становится важнейшим перевалочным пунктом. Сюда речным путем стекались грузы из Семипалатинска, Омска, Томска и здесь перегружались в вагоны. Местные жители и переселенцы имели постоянную и довольно высокооплачиваемую работу, купцы и промышленники богатели. Не случайно на это время приходится пик каменного строительства в Тюмени: деньги у местной знати водились немалые. Солидную прибыль железная дорога Eкатеринбург-Тюмень приносила и казне.
Железная дорога Тюмень-Омск была сдана в эксплуатацию лишь в 1912 году. По первоначальному — прямому — варианту она должна была пройти в 30 верстах от Ялуторовска. Однако в этом небольшом сибирском городке пустила щупальца мощное Московское сельскохозяйственное общество, занимавшееся скупкой всего подряд: кож, овчин, зерна, мяса, шерсти. Выдвинутый проект скупщиков не устраивал. Ну а поскольку деньги решают все, в 1909-м Государственная Дума утвердила необходимые коррективы. Нашлась, естественно, и убедительная формулировка: «железная дорога должна прокладываться с пользой для населения». Дорога, послушно выгнувшись в сторону Ялуторовска, прошла через Богандинку-Заводоуковск-Вагай-Омутинскую и вышла на запроектированную прямую у Ламенской.
Впрочем, местным жителям от этого легче не стало. Скорее, наоборот. Последовавшие . вскоре мировая война, революция, а затем гражданская война превратили Тюмень в один из эпицентров схваток противоборствующих сторон: Советы, мятеж белочехов, Колчак, снова красные, крестьянское восстание 1921 года-для всех рельсовая дорога являлась важнейшей артерией…
Однако и восстановительный период начался с железной дороги. В железнодорожном депо работы хватало всегда. Здесь ремонтировали оставшиеся паровозы и вагоны, изготовляли самое необходимое для ширпотреба. В 1923 году, на месте нынешней автобусной и троллейбусной остановки у современного вокзала, был построен клуб железнодорожников. В год смерти Ленина его назвали «Клубом Ильича». В 1936 году по инициативе женщин-железнодорожниц и комсомольцев на Привокзальной площади разбили парк. Правда, значительная его часть до наших дней не сохранилась -была вырублена в 70-х годах в связи с реконструкцией площади и строительством нового железнодорожного вокзала. Долгое время площадь украшал фонтан со статуей оленя с ветвистыми рогами. В 60-х рог у оленя был уже один. И фонтан, и статую убрали во время реконструкции Привокзальной площади. Затем олень украшал (возможно, и доныне стоит там?) пионерский лагерь имени Константина Заслонова под Тугулымом.
К началу Великой Отечественной войны на Тюменском железнодорожном узле насчитывалось уже около трех тысяч человек. В депо работали сутками: ремонтировали пришедшие с фронта, прошитые снарядами паровозы и вагоны. Один из них, паровоз ФД 21-3031, прибывший в Тюмень в первый год войны, установлен в 1987 году на вечную стоянку у ДКЖ на ул. Первомайской.
В 1942-м тюменские железнодорожники за 25 дней подготовили поезд-баню из десяти вагонов и отправили на фронт вместе с бригадой во главе со старейшим машинистом Иваном Садаковым, которому к тому времени стукнуло 56 лет. В том же году и в не менее рекордные сроки тюменцы изготовили бронедрезину.
Впрочем, в депо изготавливали и ремонтировали не только железнодорожное оборудование. Выпускали мины и минометы, автоматы ППШ.
Но крупным узлом станция Тюмень стала лишь в конце 60-х, когда в связи с открытием месторождений нефти и газа началось строительство железной дороги на тюменский Север.
В 1974-м, в канун празднования 57-й годовщины Октября, в Тюмени сдан в эксплуатацию новый железнодорожный вокзал. Отношение к датам, тем более к таким, в достопамятную эпоху было особое. Место под новую застройку расчищали спешно. Но «старье» не поддавалось. Особенно не учитывало «важность момента» прочно сработанное здание старого вокзала с несокрушимой кладкой. ТВВИКУ пригнали массу всевозможной разрушительной техники. Вокзал не поддавался. К каким ухищрениям еще пришлось прибегнуть «чистильщикам» -осталось за кадром. Известно лишь, что со старым вокзалом расправлялись более полумесяца.
Новое здание построено по образцу вокзала в Ульяновске, но с более узким пассажирским корпусом, рассчитанным на полторы тысячи человек, с автоматическими камерами хранения на 500 ячеек. Невысокое здание вокзала и высотная (девятиэтажная) гостиница, украшенная огромными часами, создают резкий контраст, и тюменцы не преминули окрестить сооружение «элеватором».
…На подъезде к Привокзальной площади, между бровкой оврага и парком, расположен Дворец культуры железнодорожников, построенный в 1976 году взамен снесенного во время реконструкции клуба имени Ильича. В нем расположен железнодорожный музей.
Хранитель здешних реликвий Владислав Коптелов собрал сотни любопытных экспонатов и документов. О каждом он может рассказывать часами, каждый имеет свою любопытную историю. Знаменитый аппарат Морзе. Не менее известный букво-печатный аппарат системы Бодо. Сконструированный в 1874-м, он применялся очень долго и лишь с конца 50-х годов нынешнего столетия стал постепенно вытесняться современными стартстопными телеграфными аппаратами. Коллекция самых разнообразных фонарей: свечных, керосиновых, карбидных, светомаскировочных. Дверная вращающаяся ручка купе прямоугольной формы. На каждой стороне выгравированы надписи: «для курящих», «для некурящих», «для дам», «занято». Просто и удобно.
А вот еще одна весьма любопытная, но, на первый взгляд, не примечательная, экспозиция. На ней представлены документы паровозного машиниста Огородникова. Известно, что в течение 1917-1918 годов власть в Тюмени, впрочем, как и в любом другом городе России, менялась не раз. Монархия, Временное правительство, большевики, Омское коалиционное правительство, Колчак. И каждый раз машинисту приходилось подтверждать профессиональное мастерство и, в первую очередь, благонадежность.
В каждом экспонате — сама история Тюменского отделения железной дороги. А ее лицо -Привокзальная площадь.
***
фото: