Ассирийский Зять по кличке Японец
Удастся ли знаменитому российскому «вору в законе» избежать карающего меча американского правосудия?
По мере приближения развязки судебного разбирательства в США, в эпицентр которого угодил Вячеслав Иваньков, интерес к его личности резко усилился. Экеперты оценивающие перспективы уголовного дела, связанного с вымогательством денег, некогда принадлежащих банку «Чара», разделились на два лагеря. Одни считают, что беспристрастная американская Фемида воздаст нашему соотечественнику по всей строгости закона — Японец надолго сядет в тюрьму. При этом они не устают повторять: возможности и влияние Иванькова, расписанные в средствах массовой информации, чрезмерно преувеличены и действительности явно не соответствуют. Другие специалисты категорически не согласны с таким заключением и заверяют, что уже в самое ближайшее время этот человек окажется на свободе, намекая на его обширные и серьезные связи не только в России, но и в США. Так кто же все-таки прав?
Однажды спасенный
Сегодня Японец представлен чуть ли не единоличным лидером преступного мира России, который, находясь даже в далекой Америке, успешно контролирует все сложные процессы, происходящие на родине, — бдительно следит за ротацией криминальных кадров, определяет стратегию и тактику уголовного сообщества, улаживает все серьезные конфликты. Более того, в последнее время этот человек все чаще фигурирует в качестве одной из ключевых фигур, управляющих отечественной мафией — своеобразным сплавом политики, криминалитета и властных структур.
Правда, существует мнение, что привязка Японца к руководящим деятелям отечественной «коза ностры» носит весьма условный характер. Некоторые же аналитики еще более категоричны: по их утверждению, Иванькова специально раскручивают в прессе и на телевидении, чтобы придать его образу более могущественный, всесильный и неуязвимый характер. Цель -запугать, заранее морально подавить разного рода конкурентов и руками разрекламированного Японца управлять разрозненными криминальными группировками. В принципе вполне вероятно, что на этого человека и на самом деле кто-то сделал крупную ставку и теперь не жалеет ни средств, ни усилий на поддержание определенного имиджа Иванькова в глазах не только российской, но и зарубежной общественности. Можно смело предположить, что эти люди попытаются вырвать Японца и из рук американского правосудия. Тем более что определенный опыт в этом направлении у них имеется: пять лет назад высокие покровители Иванькова уже однажды освободили его из тюрьмы.
Ставки сделаны, господа
. На то, что фигура Японца любовно пестовалась на протяжении последних пяти лет, указывают многие факты. Обратили внимание на Иванькова, по всей видимости, в конце 80-х годов. В то время этот человек, имеющий еще одну кличку — Ассирийский Зять (поскольку был женат на представительнице этого народа Лидии Айвазовне), сидел за разбой в знаменитой тулунской тюрьме, что в Иркутской области. Получил он в тот раз 14 лет строгого режима. Однако и на «зоне» Японец моментально сумел отличиться. Два раза он был судим уже на месте: за удар заточкой человека и грубое нарушение правил поведения в колонии. Все годы, проведенные в Иркутской области, Иваньков проходил в «отказниках» и «отрицаловке»: не работал, не выполнял требований администрации, жил по воровским законам. За первые десять лет заключения Японец совершил более 60 грубых нарушений, что и зафиксировано в 2 пухлых томах арестантского дела. Дважды он переводился на тюремный режим.
По-видимому, неукротимый нрав арестанта, его жесткость и сообразительность привлекли к нему внимание серьезных людей на воле — Иванькова было решено «выдернуть» с нар. На осуществление этой операции были брошены крупные силы: в Верховный суд СССР полетели многочисленные жалобы-протесты на «необоснованно» суровое наказание, вынесенное Японцу. Народные депутаты, артисты, правозащитники неустанно извещали российское правосудие о положительных переменах, произошедших за последние годы с Иваньковым, сообщали о глубоком раскаянии, посетившем в Тулоне закоренелого рецидивиста. В эту игру неведомым кукловодам удалось втянуть даже таких известных и явно лично не знакомых с Японцем людей, как офтальмолог Святослав Федоров, например. Заместитель председателя Верховного суда СССР Меркушев недолго сопротивлялся напору извне, в 1991 году он принял решение: освободить Вячеслава Кирилловича Иванькова из мест заключения. Отсидев 10 лет, Японец вышел на волю.
Первая чеченская война
Появление Ассирийского Зятя в Москве ознаменовалось резким обострением отношений между русскими и чеченскими криминальными группировками. Вероятно, одной из главных причин освобождения вора как раз и было желание в лице Японца увидеть реальную объединяющую силу, способную противостоять южанам. На это могли рассчитывать как часть финансово-промышленных группировок, недовольных стремительным усилением позиций горцев, так и спецслужбы, традиционно интригующие против засилья кавказцев в России. Не случайно на первой же воровской сходке Иваньков однозначно заявил, что пора покончить с влиянием «черных» в России. Под знамена Японца охотно встали известнейшие столичные гангстеры -Сергей Круглов по кличке Борода, Антон Малевский по прозвищу Зам по ликвидации, Антон Одноглазый. В течение нескольких месяцев позиции казавшихся неуязвимыми чеченцев были существенно ослаблены: только убитыми кавказцы потеряли около 40 человек. По меркам 1991 года цифра внушительная.
Однако Японцу не дали поработать спокойно и как следует развернуться. Милицейский пресс преследовал его с первого же дня выхода на свободу. Сигналом же к облаве на Иванькова послужил официальный протест министра внутренних дел, России Дунаева, направленный на имя тогдашнего Генпрокурора России Степанкова, — сам по себе акт беспрецедентный. В письме генерал выражал крайнее возмущение по поводу освобождения закоренелого рецидивиста.
Охота на Японца
По всей видимости, милицейское начальство решило не на шутку заняться Японцем и засадить его вновь за решетку. Во всяком случае в 1991 году была, проведена серьезная проверка, тулунской тюрьмы, в результате-которой выяснилось, что все: положительные характеристики, выданные тюремным начальством Иванькову, — чистейшая! липа. Администрация заведения! была моментально разогнана. Однако вскрывшиеся факты не позволяли предпринять какие-то серьезные санкции по отношению к Ассирийскому Зятю. Тогда было решено подловить воровского авторитета на очень, простой, но прекрасно работающей статье 198, часть 2 — нарушение правил административного надзора. Их суть сводится! к тому, что человек, вышедший! на свободу, должен не менее! четырех раз в месяц отмечаться! в отделении милиции по месту жительства, после 20.00 находиться дома, не посещать рестораны и другие злачные места. За одно нарушение объявляется предупреждение, за второе -возвращение на «зону».
Начался поиск компромата в этом направлении. Вскоре выяснилось, что Иваньков после выхода на свободу прописался в Веселовском районе Ростовской области. Поскольку на самом деле он постоянно обретался в столице, то, разумеется, просто физически не мог исполнять обязанности, возложенные на него правилами административного надзора. На место моментально выехал ответственный сотрудник МВД, который убедился, что Японец по указанному адресу не проживает, на указанном предприятии не работает. Стражи порядка тут же обращаются в прокуратуру по прежнему месту жительства Ассирийского Зятя в Теплый Стан.
Однако там их огорчают: мол, нет никаких материалов, нет самого Иванькова, а поэтому ничего возбуждать не будем. Раздосадованные милиционеры бросились к заместителю прокурора Москвы Юдину. После недолгого разговора тот гарантировал содействие в проведении задуманной операции. Но надо было еще согласовать проект со следственным комитетом МВД РФ. Заместитель начальника Николаев сперва заартачился. Правда, выслушав все аргументы, дал свое «добро». Но и этого, как выяснилось, оказалось слишком мало. Следователь, которому поручили вести дело, вскоре от него отказался. При этом он сослался на некие консультации в Верховном суде, где ему поведали о неперспективности вверенного ему проекта. Пришлось искать замену. Подобрали человека бесстрашного, работавшего и в Сумгаите, и в Фергане. Тот совершает стремительный вояж по местам пребывания Японца. Собранная им информация полностью подтверждает добытую ранее: Иваньков вел себя в заключении как закоренелый преступник, не работал, систематически нарушал режим. Казалось бы, чего больше? Однако в процесс неожиданно вмешивается заместитель Генпрокурора Ро;сии Eвгений Лисов: он вноси: МВД протест о якобы незаконном возбуждении дела в отношении Иванькова. Некоторое время спустя я задавал Eвгению Кузьмичу вопрос: зачем он, человек, курирующий дело ГКЧ1 вмешивается в проблемы участкового? Смутившись, покраснев, Лисов объяснил, что скорее всего злополучную бумагу «ему подсунули, а он ее и подмахнул не глядя. Звучит неубедительно.
Тем не менее следователя гонят в Тулун собирать дополнительную информацию. Причем среди поставленных вопросов числятся исключительно думские — чуть ли не какого цвета-русы были у Иванькова. Но и с этим заданием тот успешно справляется. Пети вокруг Ассирийского Зятя затягивается все туже. Однако покровители Японца тоже не сидели сложа руки. Все это время они просчитывали ходы — как можно вывести из-под удара Иванькова? И лишь убедившись, что все методы испробованы и печальный момент поездки на север приближается, решили десантировать «вора в законе» на американский континент.
Билет в Америку
В 1992 году Иваньков под видом директора картины, видимо, для натурных съемок, выезжает по прекрасно подделанному паспорту в США. Вероятно, выбранный маршрут тоже отнюдь не случаен. Ассирийскому Зятю здесь мог быть поручен не только контроль над набирающей силу русской мафией, но и работа по линии международной — установление связей с колумбийской, итальянской, японской мафиями. Существует, правда, и другая версия срочного отъезда воровского авторитета. Дескать, за ним стоит давление Хасбулатова, обеспокоенного судьбой осевших в столице чеченцев. В России Иванькова моментально объявили в федеральный розыск, оповестили об этом и американских коллег из ФБР. Более того, послали им материалы на Японца, его фото, отпечатки пальцев, указали возможные его связи. Однако американцы отреагировали на эту информацию крайне вяло — мол, в чем проблема, в чем криминал? Объяснили: опасный рецидивист, преступил закон, в частности, правила административного надзора. Так это же нарушение прав человека с вашей стороны, мы этим не занимаемся, последовал ответ из Америки. Кстати, уже через несколько месяцев у российских стражей порядка и вовсе пропал повод беспокоить заокеанских коллег: 198 статья при новой редакции загадочно выпала из Уголовного кодекса. Некоторые специалисты твердо убеждены, что сделано это было исключительно в связи с делом Японца: не найдя других средств оградить авторитета от уголовного преследования, его покровители покончили с проблемой весьма оригинальным образом — вывели ее за рамки законодательства.
Таким образом, более 2 лет Иваньков спокойно прожил в Нью-Йорке.
Окончание же его безмятежной жизни многие эксперты также не считают делом случая. По их мнению, последние неприятности Ассирийского Зятя связаны с общим ослаблением клана, к которому он принадлежал. Однако, учитывая традиционную поддержку, которой пользовался Иваньков, можно предположить, что и на этот раз высокие покровители не оставят своего верного солдата в беде.