Ключи от рынка, где деньги лежат
Как мы уже сообщали, 14 декабря в Тюмени проходила очередная, третья по счету, ежегодная конференция ассоциации машиностроителей Тюменской области, в которой участвовали губернатор Леонид Рокецкий, мэр города Степан Киричук, руководители 19 предприятий, входящих в ассоциацию, ученые, занимающиеся разработками в области машиностроения, нефти и газа.
Создание ассоциации пришлось на начало 90-х годов -тяжелейший период для российской экономики. Распад Союза и наступление хаотичного рынка без четко определенной экономической и финансовой политики, идеологии и «правил игры» лишили отечественные промышленные предприятия госзаказов, привычных связей. А посему главная цель ее создания — совместное выживание в новых экономических условиях.
По мнению президента ассоциации, генерального директора Тюменского моторостроительного объединения Виктора Кульчихина (он выступил с основным докладом), промышленники накопили определенный «рыночный» опыт. Правда, далеко не всегда удачный. Ситуация, сложившаяся в машиностроении, — неудовлетворительна. Развитие отрасли, ее будущее — проблематичны. Причины кроются в недостаточном внимании к промышленным предприятиям. Нет инвестиций, поскольку отсутствуют механизмы, способствующие привлечению инвесторов. Нет спроса на продукцию. Хотя, считает Виктор Кульчихин, в рыночных условиях каждый регион прежде всего должен использовать свои производственные ресурсы, а не закупать оборудование и механизмы у соседей и за границей.
Постепенно устанавливаются связи с заказчиками внутри области и за ее пределами. В частности, месяц назад ассоциация провела в Ишиме ярмарку своей продукции для сельхозпроизводителей юга области. Широкое поле деятельности президент ассоциации видит в деревообработке, строительстве, энергетике, рыбной промышленности: «Мы должны завоевать рынок области хотя бы на 30-35 процентов. Это позволит предприятиям увеличить выпуск продукции в 6-7 раз».
Что же мешает? В прениях директора, как водится, жаловались на непомерные налоги, рост цен на энергоресурсы (энергетики, в свою очередь, -на рост стоимости продукции машиностроителей), отсутствие должной рекламы и службы маркетинга, И, прежде всего, системы лизинга, без которой продукция предприятий чаще всего недоступна потребителю. Одни ратовали за более тесные контакты с сельхозпроизводителями, другие, в том числе и Степан Киричук, — с нефтегазовым комплексом.
Как крайне неудовлетворительное охарактеризовал нынешнее положение в промышленности Леонид Рокецкий: «Слушаю, и создается гнетущее впечатление. Что было бы с областью, не будь у нее нефти и газа? Доля промышленной продукции тюменских предприятий составляет в области четыре процента! Рынок надо завоевывать. Но как? В воздухе витает (только что вслух еще не сказали) — сделать так, чтобы покупали только наш товар. А он неконкурентоспособен. Потому и не берут. Берут у других».
Губернатор обещал помощь в том случае, если будут разрабатываться эффективные программы, однако не преминул заметить, что «администрация -не торговая лавка» и не собирается брать на себя заключение договоров и сбыт продукции. А потребность в ней действительно высока — от гвоздей и шурупов до оборудования для дальнейшего развития нефтехимии в нашей области.