Окрепнем ли духом в борьбе?!
Тяжко писать, да куда денешься? Тема определилась не в один день, и относится она к самым трудным проблемам культурной жизни нашего города. Всю осень и начало этой зимы в местной прессе бушует дискуссия о судьбе многих известных у нас памятников религии и культуры. Исполнительная власть России свое слово сказала: культовые здания вернуть соответствующим конфессиям. И это справедливо.
Кто не видел оскверненные церкви, превращенные неистовыми ревнителями «светлого» будущего в овощехранилища, зерносклады? Разрушители даже сняли на пленку трагическую хронику взрыва храма Христа Спасителя. Все, что могли, сделали тогда наши иерархи, общины верующих, совестливые деятели культуры. Один из путей — размещение в культовых зданиях музейных комплексов. В 70-е годы разрушители «подобрели», даже монастыри реставрировать стали. Разрешили работу Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Появилось движение молодых энтузиастов-общественников, помогавших реставраторам восстанавливать древнюю красоту. По призыву газеты «Тюменский комсомолец» горожане проводили воскресники в Троицком монастыре. Правда, его реставрация давно уже затянулась, лишь надвратную церковь Петра и Павла привели в порядок, открыв в ней одноименный музей. Именно он быстро превратился в Тюмени в уникальный центр духовности, истории нашей культуры и религиозного просвещения. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим назвал открытую в нем в 1988 г. выставку «Из истории христианства в Сибири» лучшей экспозицией, посвященной 1000-летию крещения Руси.
В музее наши люди снова услышали колокольные звоны, духовные песнопения, увидели подлинные иконы, открыли для себя православное таинство, вгляделись в развороты рукописных и старопечатных книг. Не раз обращались к его сотрудникам и сами священнослужители — консультировались, получали справки.
Понимаю всю деликатность и необычность создавшейся ситуации. Ясно, что для верующих действующий храм не заменить никаким музеем, никакой духовно-просветительской работой в светском варианте. Но для многих моих соотечественников ох как трудна дорога к храму. Более того, многие из нас идут к нему неспешно, повторяя евангельское: «Царство Божие внутри нас». Не исключаю, что еще долго просветленные им люди будут совмещать светское и церковное. И разве терпение и понимание к ним не должна проявить церковь?! И соучастие в духовном строительстве наших иерархов и музейщиков, компромисс между ними, должное согласие могли бы разрешить затянувшийся спор. А пока епископ Тобольский и Тюменский Димитрий решительно требует передачи церкви культового здания, занимаемого музеем, требует законно.
Но вот что любопытно, наш областной музей, как верно пишет его сотрудник В.Чупин, из всего комплекса зданий Троицкого монастыря за счет скудного бюджета сумел поднять буквально из руин в 1987-м только надвратную церковь и содержит ее неплохо. Почему же священнослужители только музеи обозначили как «верного потомка прежних комиссаров», «наследника экспроприаторов»? А ведь в монастыре находится водоканал, в городе, в Ильинской церкви, разливают водку, в Вознесенской церкви орудует овчинно-меховая фабрика… Неужто музей, один из немногих в Тюмени реальных центров нашего духовного возрождения и культурного просвещения, заслуживает своего закрытия в первую очередь? Хорошо, подумают областные и городские власти, уступят, передадут здание в пожарном порядке. Будет ли лучше?
Вот пример. Отдал инженерно-строительный институт настоящим хозяевам Крестовоздвиженскую церковь (кстати, рядом с монастырем). Только не видно почти и не слышно храма. Идет огораживание, строится ограда, которая никак не гармонирует со зданием, да и над куполом поставлена главка явно несоразмерная. Вроде бы и есть храм, но какой-то он молчаливый, почему-то не привлекающий людей. И если так трудно идет становление общины Крестовоздвиженской церкви, что же будет с храмом Петра и Павла? Слишком красноречивым станет еще один тяжелый замок на этом здании.
Не мне указывать высоким местным духовным инстанциям на историю нашего православия, на заветы апостолов, святых и многих религиозных деятелей. Слишком много страшного и безнравственного в текущей российской жизни, очень далеки еще наши души от благочестия. И нынешний виток конфронтации русской Церкви с работниками Культуры к добру не приведет.
По всему видно, что наши музейщики сделали немало шагов навстречу верующим, их иерархам. Зачем же отталкивать дружески протянутые руки, огорчать людей, по-своему и бескорыстно увлеченных духовным строительством?