Кому-то в Тюмени не понравился туалет наших молодых актеров
Тюменский театр драмы и комедии — настоящий театр. Eсли ты открыт искусству, веришь в его духовное излучение, то всегда испытаешь сладкую боль под ложечкой, вступив в зрительный зал и посмотрев на сцену. Под зажигательные раскаты «Мирандо-лины» я проследовал в кабинет главного режиссера А.Ларичева. Начали беседу, вскоре к нам присоединился и ,,f, директор-театра В. Коревицкий.
Поводом для разговора стали читательские «задания» вашему обозревателю: 1) чем занят театр на срединном перевале текущего сезона? 2) что за собрание устроили в театре молодые актеры и в чем суть их претензий к администрации? 3) могут ли тюменцы в ближайшее время рассчитывать на постановку пьесы местного автора?
Поскольку в воздухе запахло небольшим скандалом, наша «повестка дня» поставила во главу угла обсуждение второго вопроса. Молодежь от разговора со мной уклонилась, в одном случае реакция была типа «что за ерунда!». А «ерунда» энта, между прочим, напечатана в приложении к «Тюменской правде» под названием «Департамент культуры» в номере от 4 января с.г. (редактор Г. Вершинин). Так вот, сей «Департамент» уведомил почтенную публику о том, что в нашей драме состоялось собрание молодых актеров, которые предъявили администрации целый ряд претензий. Коротко — суть: в театре нет условий для шлифовки актерского мастерства, нужны педагоги и занятия по сценической речи, движению, хореографии. Почему-то молодым не хватает и… композитора (?!).
Изумление и неподдельная горечь реакции двух главных лиц театра была так далека от хорошей мины при плохой игре, что я понял: «Департамент» очень своеобразно освещает местные театральные новости. Из документов стало ясно, что занятия по речи шли весь прошлый сезон, соответствующие моменты бывают и на репетициях. С начала сезона в штат принят хореограф Э.Соболь (думаю, тюменцам хорошо известно имя этого профессионала).
Тут обозреватель (имеющий, кстати, и режиссерский диплом 1966 года) был невольно устыжен А.Ларичевым. Увы, я потерял практику лет 10 назад и забыл о таком важном понятии на театре, как туалет актера. Заметив мое смущение, А.Ларичев пояснил, что сюда входит постоянная работа актера над своим мастерством, его личная забота о речи, движении, танцевальной технике… Одним словом, тренинги по всем тем дисциплинам, которые актер осваивал в творческом училище или вузе. И молодым тюменским талантам, право слово, есть над -чем попотеть. Вывод: а было ли сие мифическое собрание?
С хвоста одной вещей птички снял «Департамент» и описание всех злоключений, которые претерпел наш театр во время прошлогодних гастролей в Магнитогорске. В пути заглохла машина с декорациями к спектаклю «Non dolet», но он не был сорван. «Департамент» отметил помощь южноуральских коллег,
буквально в считанные часы соорудивших новые декорации. Однако правда состоит в том, что чудо сотворил наш директор В.Коревицкий, и материально, и организационно заинтересовавший в ударной работе цеха Магнитогорского театра.
Виртуозную дипломатическую технику стороны продемонстрировали, обсуждая заявку части наших зрителей на возможность вскорости увидеть пьесу местного автора. Была отдана должная дань таковым, но стороны с сожалением отметили, что наши известные мэтры драматургии (З.Тоболкин и др.) пока не предложили ничего нового.
Серьезно рассматривалась вещь А.Малышева, известная по телефильму, поставленному телерадиокомпанией «Регион-Тюмень» в мае прошлого года («За тысячу верст от войны»). Автор отказался переделывать свой труд после серьезных замечаний А.Ларичева, хотя тема была сверхактуальна — драматические коллизии жизни тюменского села в военное лихолетье. Однако общение не прошло зря. На телевидении автор был более сговорчив и увидел своих героев в достаточно новом свете прожекторов и фонарей. И пленку проявочная машина не испортила.
Покончив с делами было текущими и для творческого процесса не очень вдохновляющими, стороны замолчали. А. Ларичев вручил мне новую программку своей версии знаменитой военной драмы А.Арбузова «Мой бедный Марат». Отпечатана она в виде фронтового треугольника и станет дополнительным стимулом эмоциональной благодарности за нашу встречу с людьми военного поколения. Встреча (спектакль) намечена на 23 февраля с.г.
«Мирандолина» благополучно летела к финалу, пора уходить. А.Ларичев повернулся в своем кресле и посмотрел вверх. Я тоже. На подставке стоял макет. Уменьшенная копия сценического оформления нового спектакля, намеченного на начало марта. О, это было смеющееся, свободное небо великого гуляки, авантюриста, но прежде всего знаменитого поэта французского Предвозрождения Франсуа Вийона (1431 — исчез после 1463 г.). Питомец школярской демократической богемы Парижского университета очень напоминает своей судьбой положение настоящего художника в это смутное российское время. Eму тошно в рамках старых средневековых схоластических формул, он раньше многих увидел зарницы гуманистического восхода. Но тленна, обречена на гибель всякая красота в этом мире, и лишь духовная тайна ее верного слуги дарит людям союз с верой, надеждой, любовью. Чтобы легче дышать, переносить тяготы переходного времени… тише, тише.
Выйдем на цыпочках — в нашем театре рождается премьера, новая версия романтичной и трагичной, философской и старой современной пьесы Юлиу Эдлиса «Жажда над ручьем». В главной роли — наш любимец А.Бузинский. И недавние премьеры, и первые репетиции «Вийона» — лучшее из доказательств благотворных перемен в жизни тюменской драмы.