X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Не можем согласиться с нарушением Конституции и закона

Тюменской городской Думой объявлено о дне выборов — 17 марта 1996 года по избранию городской Думы и главы города Тюмени.

Мы, жители города, не можем согласиться с явным нарушением Конституции Российской Федерации и Федерального Закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах самоуправления в РФ». Прежде чем объявлять о выборах, городская Дума должна была обратиться к Конституции РФ, ст. 3, п. 3, которая говорит: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».

В соответствии с этой нормой Основного Закона в статье «Путь чиновничества к произволу», опубликованной в «Тюменской правде» 12 сентября 1995 года, мы высказали городской Думе свои принципиальные замечания по проекту Устава города Тюмени, главным из которых было: Устав должен быть принят через референдум всего населения г.Тюмени.

Но по укоренившейся бюрократической традиции конкретные предложения, критические замечания, поправки были проигнорированы. Устав — документ, по которому жить 500-тысячному населению Тюмени, — Думой принят в келейном порядке, что противоречит действующей Конституции.

В статье 2 Устава отражено, что население города формирует органы городского самоуправления. Но это всего лишь декларация! Фактически население Тюмени в формировании городского самоуправления не участвовало.

Между тем в Уставе нет многих жизненно необходимых регламентации. Кто, по чьему почину поименовал представительный орган «Думой»? Возможно, что при широком обсуждении Устава население пожелало бы иметь вместо Думы «городское представительное собрание» либо «городское законодательное собрание». И не мэра, не главу администрации, а например, градоначальника, городское управление.

В статье 2 уставных положений указано, что органы городского самоуправления от имени населения города могут приобретать и осуществлять права и обязанности последнего. В то же время в статье 1 говорится, что самоуправление в Тюмени осуществляется населением города.

Такие противоречия в правовом документе недопустимы. Дума могла принять Устав города, если бы по предложениям граждан было бы утверждено наименование органов самоуправления. А представительный орган по поручению городского гражданского сообщества разработал и принял Устав. В таком случае была бы соблюдена правовая норма Конституции (ст. 3, п, 3). Не будем перечислять другие несообразности, правовые несоответствия, принципиальные нарушения правовых норм. Затронем такой момент: без согласия населения в Уставе обусловлено, что решения Думы подписывает глава администрации. Он же подписывает распоряжения по деятельности администрации.

Кроме того, глава получил право вето на решения Думы! Таким образом, в самоуправление без согласия населения внесены права органов государственной власти. Явное и грубое нарушение статей 130 и 131 Конституции России!

Изложенные нами принципиальные замечания, выявленные нарушения конституционных законоположений не могли быть не замечены областной избирательной комиссией.

Поэтому на основании статьи 1 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» от 16 ноября 1994 г. по изложенным основаниям просим приостановить выборы до принятия Устава города, в порядке, определенном Конституцией России.

Жители г.Тюмени И.Лохманов, Н.Данилин, В.Шмурыгин

БЫЛ ЛИ НАРУШEН ЗАКОН?..

Давайте, отбросив все эмоции, спокойно разберемся.

Предложение авторов письма, как и предложения других жителей города (а их было несколько сотен), самым тщательным образом рассматривались на заседаниях рабочей группы. По каждому предложению голосованием принималось решение: включать или не включать в проект Устава города. Конечно, не все предложения могли быть учтены.

Основное замечание в адрес Думы — порядок принятия Устава. Давайте обратимся к Конституции России и Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В Конституции не говорится, каков порядок принятия Устава. А вот в статье 8, пункте 2 Федерального Закона указывается, что устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Таким образом, закон предусмотрел два пути: заседание Думы и референдум. Депутаты городской Думы решили принять Устав города на своем заседании. И здесь, как видите, нет никакого нарушения ни духа, ни буквы закона.

Далее в письме утверждается, что население города не участвовало в формировании органов городского самоуправления, как того требует статья 2 Устава. При внимательном прочтении Устава можно увидеть, что в городе будет коллегиальный представительный орган — городская Дума, должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города, — глава города (мэр), и исполнительный орган при главе города (мэре) — городская администрация. Городская Дума и глава города (мэр) избираются (выборы назначены на 47 марта), должностные лица городской администрации назначаются главой города(мэром). Таким образом, именно в день выборов население города и будет формировать органы городского самоуправления.

Авторы письма не правы, что не проводилось широкое обсуждение Устава. Проекты дважды публиковались в газетах, рабочая группа получила, повторюсь, несколько сотен замечаний и предложений. И большинство из жителей города, принявших участие в обсуждении, согласились с предложенным наименованием органов и должностных лиц самоуправления — Дума и глава города (мэр). Кстати, должность главы администрации Уставом не предусмотрена.

Нет противоречия между статьями 1 и 2. Самоуправление в городе осуществляется населением. Избрав депутатов и главу города, тем самым избиратели наделяют их полномочием выступать от имени горожан.

И несколько слов об узурпации власти главой города (в письме он ошибочно назван главой администрации). Согласно статье 16 вышеуказанного Федерального Закона глава муниципального образования (в нашем случае — глава города) может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. Таким правом наделил главу города городской Устав, А решения, как известно, подписываются председательствующим на заседании. Право вето не противоречит части 2 указанной статьи Федерального Закона.

Рассмотрены все возражения авторов письма. Уважая право каждого иметь свою точку зрения на любой вопрос, непредубежденный читатель, полагаю, смог убедиться, что городская Дума, разрабатывая и принимая Устав города, не нарушила ни Конституцию Российской Федерации, ни федеральные законы. И выборы, таким образом, назначены в соответствии с законом. Лишь после выборов мы сможем говорить о начале становления самоуправления в городе.

***

P.S. Когда писалась эта статья. Устав города был зарегистрирован областным управлением юстиции и в торжественной обстановке вручен депутатам городской Думы и главе администрации города. Никаких нарушений усмотрено не было.

Лариса Петровна Катаева — секретарь тюменской городской Думы, телефон 24-74-14.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта