Что нам стоит школу новую построить?
Eсть какая-то добрая символика в перекличке названия широко известного в Тюмени профилактория «Градостроитель» и темы первой в регионе встречи-семинара творчески работающих учителей образовательных учреждений Тюменской области. А тема была обозначена поэтическим девизом: «Учитель — профессия дальнего действия. Главная на Земле» (Р.Рождественский).
Семинар хорошо организовали и успешно провели областной комитет по образованию и областной институт повышения квалификации педагогических кадров, чьи руководители В.Новиков и А.Китайгородская тепло приветствовали 70 своих коллег, по-настоящему занятых «строительством» наших новых школьных «городов». И это на фоне очередного обострения споров о единстве области, ибо на встречу собрались все учебные «субъекты» и «объекты» нашего обширного края.
Но сразу же возникает вопрос о критериях отбора учителей, его демократическом характере, степени вмешательства в процесс начальствующих лиц. Тут не придраться. Решали сами коллективы школ при поддержке своих районных и городских отделов и управлений образования. На самом семинаре властвовала обстановка дружеского и творческого общения, добровольного объединения участников в рабочие микрогруппы, игровой настрой .всепобеждающая сила юмора и веселых представлений своих педагогических технологий и учебных находок, оригинальных учебных программ и парадоксальных позитивных способов разрешения трудных ситуаций в диалоге «учитель-ученик».
Но семинар не только веселился и отчитывался — он стал своеобразным праздником-работой, на котором нашлось место и теоретическому обучению. Профессор А.Макареня доложил о творчески работающем педагоге в системе образования. О формах организации познавательной деятельности учащихся говорили сотрудники ИПК Л.Белова и Т.Шевцова. Содержательно раскрыли развитие учащихся средствами предмета Л.Самойлова (ИПК), мотивацию учебной деятельности — проректор ИПК А.Туний и психолог С.Бабицкая. Проблему сочетания преподавательской деятельности с чертами лидера, менеджера, реформатора затронул М.Коркин (ИПК), социально-педагогический прогноз школы будущего комментировала В.Прудаева (ИПК).
. Более того, это не были просто доклады спецов. После вводных сообщений и комментариев новая методика испытывалась и шлифовалась в работе проблемных групп, созданных из участников семинара, итоги которой были подведены на специальной конференции.
Учителя встретились с Тюменским театром моды, была демонстрация и продажа его моделей. Так что не зря старалась В.Черепанова (ИПК), рассказывая перед тем о дизайне одежды педагога. А вечером семинар отдыхал в своем «интеллектуальном казино», где О.Кох остроумно, весело извлекал из «кладезя ума» массу неожиданных вопросов — назвать всех участников «Битлз», решить с ходу познавательные задачки.
В ходе обмена опытом всеобщее внимание привлекли новые программы по экономическому образованию, методики обновления традиционного содержания школьных предметов. По химии это сделала Н.Ахметшина (Тобольск), по истории — В.Шель (тюменская СШ N 20).
Ректор Института повышения квалификации А. Китайгородская, подводя итоги творческой встречи, отметила педагогов из СШ N 6 г. Лангепаса: М. Кулешову (авторская программа по физике), С. Панферова (этическая грамматика граждановедения), А. Ткаченко (информатика). Новые подходы в преподавании иностранных языков, риторики удаются М.Шаймановой из СШ N 17 г.Тюмени. Своеобразные «эталоны» в открытии сути своих же уроков хорошо обосновала учитель начальных классов А.Атепаева (СШ N 8 г.Ишима).
Семинар лишний раз подтвердил, что усилия облкомитета по образованию и Тюменского ИПК не пропали зря. Учителя приняли нашу основную линию в практическом освоении идей развивающего обучения. Реальным стимулом стала тяга к широкому образованию и самообразованию, особо ценятся душевное богатство и личностные качества предметника, соединение нравственного начала с таким вроде бы скучным материалом на уроке, как математические ряды и принципы вычислительных манипуляций на персональном компьютере.
Руководители образовательных учреждений все больше укрепляются в мысли и в своих действиях, что успех школы главным образом зависит от учителя, от создания ему творческих условий для самореализации на уроках. Семинар прервал наконец-то узкий круг лучших учителей года в нашей области и сделал их бесценный опыт достоянием многих коллег.