В поисках стоп-крана
На моем рабочем столе собралась внушительная стопка бумаг. И с сопроводительными письмами. «Уважаемый имярек! Просим Вас опубликовать в ближайшем номере постановление (как вариант — обращение, статью, интервью)…». И подписи самого разного калибра.
Лежат бумаги на столе и, будь у них руки и ноги, так и начали бы они воевать друг с другом.
Увы, все та же тема — область с округами, область без округов, округа с областью и без оной.
В последнее время проблема эта вышла на новый виток.
Сперва областная Дума приняла обращение к президенту, к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации. Дума просит «срочно вмешаться в разрешение проблемы единства Тюменской области». Дума уверена в том, что высшая власть в республике заинтересована «в обеспечении стабильности нашего региона».И призывает жителей области высылать в адрес областной Думы заполненные подписные листы. Мол, мы, «нижеподписавшиеся, поддерживаем обращение депутатов Тюменской областной Думы…».
Эти тексты и эти листы начали, судя по всему, активное хождение не только в Тюмени и в южных районах области, но и на Севере. Что, естественно, вызвало резкое неудовольствие в самолюбивых кругах автономного руководства.
Так (цитирую следующий текст), зав. государственно-правовым отделом Думы Ханты-Мансийского округа Татьяна Запевалина полагает, что «проведение органами государственной власти Тюменской области на территории округа «референдума» (так в тексте — Р.Г.) является грубейшим нарушением конституционных основ Российской Федерации».
Г-жа Запевалина, в полном соответствии с Уставом ХМАО (есть такое миленькое чиновничье сокращение в официальных кругах округа!), утверждает, что округ может участвовать в областном референдуме. Eсли, говорит, это будет принято совместным решением либо двух Дум, либо двух губернаторов. А если такого совместного решения нет, значит, имеет место нарушение конституционных прав одного из субъектов, а также простое игнорирование этого субъекта «в жизненно важных вопросах». А далее следует намек, который лично мне совсем не нравится.
«Все это создает социальную напряженность в автономном округе, что, разумеется, в первую очередь скажется на проведении выборов президента РФ».
Представляете: получает президент письмо областной Думы и рядом — интервью Виталия Копнова с Татьяной Запевалиной. Дочитает до последнего абзаца, что «скажется на проведении выборов». Сами понимаете, испугается президент!
Комментарий Виталия Копновая не стану комментировать. Только сопоставлю: облдума пишет «в интересах единства». Копнов читает «провоцирует своими действиями раскол региона». Беседа глухого со слепым.
И еще один документ с сопроводительным ярлыком. Обращение районных и городских глав ХМАО (всего 18 человек). К президенту, депутатам и членам Совета Федерации. Интересно. Круто. О нарушении прав. О массированном воздействии на федеральные органы госвласти (а что, сами эти органы не имеют органов зрения и слуха?) с целью склонить их к невзвешенным решениям. (Хорошо, что есть осмотрительные главы в ХМАО, не позволят госвласти принять невзвешённые решения!).
Да ладно, что ловить за ногу авторов письма, написанного в откровенно взвинченном состоянии? Иначе, как бы это получилось, что окружные администраторы, не представляя все вместе никакого легитимного образования, считают необходимым «указать Тюменской областной Думе», что ее документы «не имеют юридической силы и, соответственно, не влекут за собою юридических последствий».
Нормально. Очень впечатляет. Особенно пункт «2». Согласно которому областная Дума не имеет правомочий «выступать от имени населения Ханты-Мансийского округа…».
Eсли мне не изменяет память, то из 25 депутатов областной Думы представители ХМАО представляют самую большую группу. И именно им доверили жители округа право выступать от своего имени…
Словом, идет чернильно-бумажная война. И война бессмысленная. Я глубоко убежден, что до выборов никакой президент не станет предпринимать шагов нив сторону Тюмени, ни в сторону округа. А после выборов — тем более. Вопрос о разделе области предрешен. И речь сейчас идет, по-моему, только о том, кто в кон це кон цов окажется в этом виноватым.
Нынешняя областная Дума, как сказал депутат Павел Плавник, возможно, последняя областная Дума. И обращение, с которого я начал свой рассказ, было инициировано, в том числе, и им. Раздел области, считает депутат, идет без ведома жителей, проходит черта разлома по кабинетам чиновников. «Мы хотим, чтобы народ сказал свое слово. Все остальные шансы сохранить территорию мы уже исчерпали».
Меня огорчает происходящее. Меня радует решимость Думы, хотя это и решимость отчаяния. Я подумал: если бы хоть каплю такой решимости проявили депутаты этой Думы в самом начале своего служения? Или если бы столь решающий шаг был сделан областным советом еще в 1990-м году, когда процесс только еще пошел?
Мы и тогда писали, чем может закончиться подобное. Нас останавливали: не разжигайте страсти! А теперь, не сделав вовремя того, что следовало, возносят мольбы в столичные выси: «Яви, яви свое могущество!». Поезд ушел.
Кто там стоит на тормозной площадке этого поезда, помахивая желтым флажком? Вы их узнаете?