X

  • 26 Декабрь
  • 2024 года
  • № 143
  • 5642

Робинзоны Российской республики

Юная коллега с тюменского телевидения попросила меня сказать несколько слов о 12-м июня. И как я когда-то, будучи корреспондентом радио, подавал «для разгона» реплику собеседнику, так и она стала «наводить меня на тему». Что, мол, такое этот непонятный июньский день? Трагедия?

Я воспротивился.

Мне вспомнились события, которые предшествовали провозглашению российского суверенитета. Помните, сколько тогда раздавалось стонов «о России»? Смысл: бедная-пребедная Россия! И ничего-то у нее своего нет. Академии наук — нет. Собственного ЦК компартии нет. Всех (союзные, стало быть, республики) она кормит и содержит… Спасение — в суверенитете.

Получили суверенитет. Академию наук. И полтора десятка центральных комитетов компартий разных оттенков. Все это есть. А где плакальщики по России? Они, многие из них, продолжают плакать. Теперь уже по отсутствию того, что им так мешало жить.

Надо ли так страдать? Трагична ли судьба России?

Уверен, что судьба эта светла и прекрасна. Ибо светла и прекрасна наша страна. Она богата, многоводна, плодородны ее земли. Талантливы и добры люди, которые населяют нашу страну. Стоит ли оплакивать факт некоторого одиночества, факт, что Россия сейчас, как писал о Прекрасной Даме Александр Блок, «без спутников, одна»?

Мне пришло в голову смешное, но литературное сравнение.

Жил некогда в английском городе Йорке тощий кривоногий человек Робинзон Крузо. Никто и звать никак.

Но вот оказался он — один! — на необитаемом острове. Eму пришлось напрячь все силы своего духа и ума, все, на что были способны его мышцы. И он превозмог все, выжил и добился процветания. Я думаю, я уверен, что и Россия, даже оказавшись на какое-то время в одиночестве, не пропадет. Она в состоянии подняться над обстоятельствами. Она в состоянии вернуть себе многое из того, чем обладал Советский Союз. Eдинственное, что мне лично не хотелось бы возвратить, — страх, который Союз вызывал у стран и народов.

Так вот, я верю в будущее, которое должны создать мы, Робинзоны Российской республики.

А теперь, пожалуйста, посмотрите на эти снимки. Они были сделаны между 8 и 10 августа 1991 года в Тюмени у здания областного совета (в нынешней администрации еще размещался обком КПСС, только что избранному президенту России Борису Eльцину нечего было делать в там здании). Толпы тюменцев пришли встречать. Я видел тогда плакаты над головами: «Борис, ты прав!». Все еще было впереди. И 19 августа 1991-го, и декабрь 1992-го, и октябрь 1993-го. Впереди еще Чечня, и где-то далеко-далеко нынешние, уже почти что наступившие, выборы.

Посмотрите на эти лица, на надежду и ожидание, которые светятся на них!

Конечно, мы были моложе, мы были наивнее, мы полагали, что демократию можно ввести очередным президентским указом, как в советские времена вводили то трезвость, то кукурузу, то «карусель». А на самом деле оказалось, что всему этому надо учиться, что демократия — это вовсе не режим, при котором все «льзя», что свободы хотят не только рафинированные интеллигенты вроде Володи Рогачева, но и совсем другие люди, наподобие «Ганса»-Тишенкова, а также Сергея Мавроди и тех, кто основал «Русский дом селенга», «Артон» и другие как бы демократические образования.

Хотел было предложить: давайте сбросим с плеч прошедшее пятилетие. А потом подумал: опыт, который мы приобрели, это — не книжный, не из «центрального органа», а наш собственный, драгоценный, опыт.

Да что там говорить! Не дурнее же мы того парня, из английского города Йорка!

С праздником!

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта