X

  • 17 Декабрь
  • 2024 года
  • № 139
  • 5638

Делать и решать самим, в своем городе

У меня такая работа, что я должен видеть проблемы. Каждый день одна приятная вещь для меня заслоняется десятью неприятными. В то же время, я думаю, очень важно, чтобы сами горожане психологически настроились решать многие свои вопросы самостоятельно. Возможности для этого есть.

Другое дело, что многим возможностей не надо, им достаточно требовать, просить. Хотя итоги первого тура выборов президента и показали, что таких людей не большинство.

Давайте посмотрим, как российские реформы 90-го — 96-го годов отразились на нашем с вами городе.

Я помню тот 1990 год, помню альтернативные — пожалуй, первые; альтернативные — выборы депутатов в местные органы власти и тот задор местных Советов. Оказавшись тогда в депутатах Калининского районного совета, был избран его председателем. У нас были очень радужные перспективы, у нас были деньги в бюджете. Мы начали благоустраивать улицы — Шахтеров, Колхозную, Совхозную… Приступили к работам по водопонижению, отселили первые сорок человек с затопляемых Крестьянских мест. Потом, в 1991-м, появился Закон о местном самоуправлении в СССР — он развивал местное самоуправление. То есть мы шли по пути цивилизованной демократии.

Я помню первые выборы президента Российской Федерации — тогда у нас в городе появилась возможность приступить к очень большим работам, и мы начали реконструкцию улицы Республики, строительство ливневой канализации. Иными словами, получив какую-то самостоятельность, местные органы власти впервые начали стратегическое благоустройство города. Причем без подсказки сверху.

В прежние времена за город всегда решали, как ему развиваться, что строить и откуда везти Стройматериалы. И неизменно находились проблемы более важные, чем интересы горожан. И были парткомы, полномочные заставить городские власти «забыть» о нуждах города, закрыть глаза на хаотичную — застройку, обусловленную бесконтрольностью нефтегазовых ведомств, неприличную для областного центра неблагоустроенность, отсутствие ливневой канализации, дефицит дорог с твердым покрытием, хроническую недостроенность новых жилых микрорайонов, где за десятки лет так и не появились поликлиники и школы, магазины и нормальные тротуары.

Что, всего этого не знали раньше? Знали. Не понимали, что творили с городом, в котором сегодня специалисты ломают голову, как проложить дороги и инженерные сети? Понимали. Но всегда находились дела более важные, чем нужды горожан. Даже то немногое, что делалось для города, делалось тайком, под угрозой снятия с работы. Без решения «сверху» город не мог и тротуара заасфальтировать. И так продолжалось десятилетиями.

Прежняя система разрешала городским органам власти только просить разрешения выполнять то или другое. Теперь же местная власть стала руководствоваться наказами избирателей.

Сегодня коллективы наших предприятий уже осознали, что надо выпускать конкурентоспособную продукцию. 1995-й стал годом, когда прекратилось падение производства в городе Тюмени. Я не говорю о том, что вое хорошо, важно другое: то, что тенденция стабилизации, роста производства выдержана, она существует. В наше время, во время этих сложных реформ, мы делаем даже больше, чем при режиме, когда ежедневно нагнеталась обстановка. Ни я, ни один из моих заместителей не проводит планерок, не читает никаких нотаций строительным организациям. А мы три года подряд сдаем жилья все больше и больше. Eсли в 1992 году — 210 тыс. кв. метров, то в 1993-м уже 280, в 1994-м — 310, в 1995-м — 340. А в 1996-м — под 400 тыс. кв. метров жилья будет. Важно, правда, тут и другое: очередь на получение бесплатного жилья в городе уменьшается очень медленно. Eсли в 1994 году она уменьшилась на 120 человек, то в 1995 — на 1000. Думаю, что выпуск жилищного займа позволит уже в следующем году начать решать и эту проблему.

Мы провели приватизацию.

другие — что плохо. В то же время я никогда не видел таких наполненных товарами магазинов — ни при одном из прежних генсеков, ни при народном контроле, который тряс торговлю… Сегодня нет необходимости использовать черные ходы, чтобы купить тот или другой продукт. Знаю, вы зададите вопрос: где взять деньги, чтобы купить? Я, мэр, тоже не могу себе позволить все, что бы мне хотелось. Но меня сегодняшнее положение устраивает больше, потому что это не унизительно. А унизительно писать на ладонях номерки в очередях за мылом, за водкой, за хлебом и егозить перед каждым продавцом.

Да, плохо, что еще не защищены материально многие пенсионеры. Но не должно быть в реформированном обществе такого: я, здоровый человек, буду где-то у кого-то что-то просить. Я просить имею право, на мой взгляд, чтобы мне были созданы условия для работы и получения дохода. Моя задача как мэра заботиться о поддержке работников социальной сферы. То, что город сегодня в состоянии сделать для них (разрешение тратить на свои социальные нужды 3 процента бюджетного финансирования, муниципальный пансионат для учителей, дотации к зарплате, бесплатный проезд, финансирование летнего отдыха детей), позволил нам закон о местном самоуправлении. Что бы ни говорили, заслуга в принятии закона принадлежит нынешнему президенту. Я — член президентского совета по местному самоуправлению и могу с твердой убежденностью сказать, что это один из немногих государственных деятелей, которые очень откровенно и настойчиво в течение 1994-95 годов требовал принятие этого закона. Причем несколько раз, когда Государственная Дума и президентская команда не могли сойтись в принципиальном, именно президент разрешил конфликт.

Мне тоже многие положения проекта этого закона не нравились, но сегодня я понимаю, что если бы Борис Eльцин не настоял на подписании этого варианта закона — никогда и никакой бы не был подписан. И местного самоуправления в России не было бы вообще.

Из последних перемен в городе назову открытие моста по улице Челюскинцев. Никто бы никогда за такие сроки его не отремонтировал. Говорю как специалист. Мы приступили строительству завода озонирования воды на Метелевском водозаборе. Самостоятельно ведем огромнейшее строительство очистных сооружений, постоянно восстанавливаем водоснабжение Велижанского водозабора, совместно с Тюмень-нефтегазом открыли замечательную больницу в Патрушеве на 300 коек.

В этом году надеемся ввести в действие фармацевтический завод, где будет выпускаться несколько десятков наименований лекарственных препаратов, которые будут дешевле, чем завезенные. В городе освоены новые виды продукции: полиэтиленовые трубы, лучшие на территории СНГ электроды, электроплиты, электрокотлы, нагревательные и газовые котлы, счетчики, водомеры всевозможные, одни из лучших в мире одноразовые шприцы.

В 1995-м открылись две школы искусств. Кроме этого, ввели еще три общеобразовательные школы — хотелось бы и больше, но пока так. В восьмидесяти процентах школ за последние 3-4 года сделан капитальный ремонт.

У нас нет проблем с хлебом. Открыто более 50 мини-пекарен. А мука для хлеба — тюменская, с юга области.

… Предполагаю, что в случав смены курса у нас снова появится возможность просить у Москвы разрешение сделать то или другое. Ведь начало строительства моста по Профсоюзной, например, утверждалось в Москве. А строительство моста по Мельникайте утверждалось в Тюмени. И я не считаю, что мы его утвердили хуже. А построим, убежден, лучше и быстрее.

Налогоплательщики-то — тюменцы. Они доверили распоряжаться своими налогами шестнадцати депутатам и главе города. Имеют право каждый час, каждую минуту спрашивать, куда деваются деньги. Оценивают их работу и через прессу, и через все, что угодно. Видят результаты. Eсли это изменится, все мы будем зависеть от чиновника и заставлять себя, как прежде, получать «глубокое удовлетворение» не от того, что наша Тюмень стала лучше, а от успехов «революций» где-нибудь в Мозамбике или Афганистане.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта