X

  • 23 Июль
  • 2024 года
  • № 79
  • 5578

Надо ли наступать на старые грабли

Последнее десятилетие в России — время почти беспрерывных выборов. И в культуре тоже. В этой сфере особенно ощутим сладкий и горький вкус свободы. Здесь больше реальных перемен, и новые отношения художника с публикой и властью при всех их противоречиях прямо противоположны экономической картине дня, политическим «разборкам».

Сильно изменился культурный пейзаж. И не только дети увидели местных «голых королей» от пера и кисти. Да, новая свободная дорога оказалась трудной и тернистой. Удачливые накопители капитала пока что предпочитают вкладывать деньги в дешевую развлекаловку и зрелища низкого пошиба. Печатают то, что приносит быстрый доход.

Но пройдите по книжным магазинам и киоскам. Посмотрите на скучающие лица продавцов, на потухшие обложки криминально-порнографического чтива. Уже не берут, в воздухе пахнет переменой в наших настроениях в пользу умной и доброй книги, видеокассет с лучшими фильмами прежних лет и новыми, духовозвышающими человека.

Да, господа коммерсанты, пора снижать цены и освобождать полки для копий, рассчитанных на хороший вкус. Eще будут собирать полный тюменский стадион наши бесстыжие шоу-звезды и «петь под фанеру». Но уже чудом уцелела недавно наша филармония, когда приехали «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова и сотни меломанов остались «за бортом». Переполненные залы встречали настоящих звезд российского рока — Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука.

Недавно тюменский издатель Юрий Мандрика рассказал мне, как обиделись на него наши литераторы. Приказало долго жить Тюменское отделение Средне-Уральского книжного издательства, которое еще пять лет назад ежегодно выпускало в свет с десяток названий местных авторов.

А тут на свободе появляется какой-то Мандрика и без резолюций местного писательского «политбюро» печатает книги, сообразуясь со своими вкусами и коммерческими расчетами. Более того, еще свои литературные премии учредил, опять-таки не испрашивая советов вчерашней официальной организации душеведов. И это — тоже свобода, нормальное разномыслие и творческое соревнование.

А уж читатели своими деньгами решат, чьи книги лучше. Кстати, меня всегда удивляла позиция обкома партии — почему в Тюмени не было своего издательства и решающее слово относительно новинок местных литераторов принадлежало Свердловску?

Eще в начале 1991 года я и Ольгерд Усминский, удрученные подлыми книжными кооператорами, заполонившими прилавки вульгарными шпаргалками для абитуриентов типа «как написать на высокую оценку сочинение на вступительных экзаменах в вузе», написали свое пособие. Оно прошло апробацию на подготовительных курсах, четыре рецензента отметили: «наконец-то не халтура». Сдали мы его в тюменское отделение задолго до начала экзаменов, получили скромный гонорар. И что вы думаете? Рукопись продержали до осени, когда было поздно, экзамены давно закончились. Учебное пособие вышло в рвет в начале зимы и не вызвало особого интереса. А сколько других интересных проектов погибло! Книжка Нины Парфеновой об истории и смысле наших имен и фамилий, сборник произведений нашего молодежного андеграунда. Последний тюменские фаны тиражировали у ловких дельцов, приставленных к ксероксам еще не почивших тогда в бозе НИИ, за неплохие бабки. Можно сколь угодно плеваться в сторону тогдашних лидеров новой молодежной волны (Романа Неумоева, Мирослава Немирова), но у нас их так и не издали нормально. Теперь их издают в парижской «Мулете», в Москве.

Потихоньку возвращает свои позиции наша литературная классика. Читателю надоело разглядывать забавы себе подобных на уровне не выше пупка. Потянуло к вечным ценностям, к духовной свободе и познанию человека исторического в токе разных времен, Все меньше в России желающих наступать на старые грабли, шишек на пути перемен набито предостаточно. И по части известной ностальгии по тому, что было. А память имеет свойство запечатлевать прошлое больше с хорошей стороны. И по части изобретения заново велосипеда, то бишь новых правил общероссийского общежития, которые давно известны миру.

В Тюмени культурная жизнь при всех трудностях переходного периода приобрела новые краски, увы, в том числе и весьма вульгарные. Пока массовый зритель предпочитает примитив и бездумную развлекаловку. Но в наши сильно прибавившие театры тюменцы идут по собственному выбору — без ответ организаторов. Искусство, если оно есть, помогает нам самоорганизовываться, сближая нас и зажигая путеводные фонари на новых дорогах.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта