Будет ли в Тюмени «праздник не послушания»?
Эффектно, не правда ли? Но после наступившего относительного спокойствия стоит ли волновать общество? Сейчас увидите, что стоит. Только сначала вспомним одну повесть-сказку Сергея Михалкова под названием «Праздник непослушания». И хотя сегодня Михалкова-папу «пинают» даже ленивые радикалы нашей культуры, из истории отечественной литературы уже не вычеркнуть не только «Союз нерушимый…», но и массу нестареющих произведений для детей.
Среди них и «Праздник непослушания». По сюжету в одном нашем среднем городе родители, доведенные до отчаяния проказами собственных чад, уезжают на недельку передохнуть, отдав всю власть юной смене. Eстественно, что через пару дней весь город торчал на ушах, потом рухнула вся система жизнеобеспечения, стало нечего есть, начались болезни.
Боюсь, что Михалков прав: в большинстве случаев взрослое поколение может настоять на своем, заставить молодежь подчиниться своим решениям. Ода, конечно, в пиковые минуты ребята идут наперекор, выкидывают собственные номера. Я — о другом. Я о школе. Как о медленно действующем, многолетнем, репрессивном инструменте настройки учеников на постижение так называемых базисных учебных планов. Многочисленные попытки поколебать и кардинально изменить четырех-вековый институт ни к чему особому не привели. И сквозь современные новации проглядывают основные устойчивые черты нашей школы. Простите, я не имею в виду хорошее, тот реальный передовой опыт, который есть в тюменской системе образования, у наших ученых-психологов и педагогов.
Этой весной и в начале лета у меня прошла целая серия любопытных встреч с известными тюменскими медиками. Поскольку суть наших бесед лежала в плоскости, далекой от школьных проблем, их мы коснулись частично. Но только вернувшись домой, я понял, что пора устраивать новый родительский праздник «непослушания». Разумеется, в цивильных демократических рамках. С тщательным изучением проблемы и ответственным выбором решений.
На этот счет мы с собеседниками об открытой публикации не договаривались, придется представлять их полуофициально. Итак, наш знаменитый психиатр Эдуард А. сказал мне, что от 30 до 50 процентов тюменских школьников — уже невропаты. Их надо лечить. Как вам это нравится, дорогие родители? Вы что, решили отыграться на любимых чадах за свои «школьные годы чудесные»? Пусть и довольно келейно, но наши медики со всей ответственностью говорят: не только сложности текущих перемен, детская преступность и наркомания, бездуховная культура корежат страну нашего детства. Главный бич -перегрузка школьных программ (после всех новаций, начиная с 1986 г.) на 30 процентов. Иными словами, подавляющему большинству наших школьников надо выдавать не аттестат зрелости, а аттестат мужества. За то, что уцелели…
Психофизиологические особенности, процесс мыслительной деятельности наших чад, скажем так, «пропускная способность» их мозга принимать, обрабатывать и усваивать школьную информацию подвергаются, увы, жуткому взрослому насилию. Нет, речь не идет о тех детях, которых недавно числили «умственно отсталыми». Речь идет о самых обычных, нормальных детях.
Один лишь пример. Берем учебник по алгебре для 7-го класса под редакцией С.А. Теляковского, занявший еще в 1988 г. первое место на Всесоюзном конкурсе. 240 страниц плотно напечатанного текста с массой графиков и формул. В новейшем московском учебном пособии, посвященном педагогическим технологиям, сказано, что средний ученик, дабы освоить одну страницу математического учебника, должен беспрерывно трудиться около двух часов. Но у семиклассника в среднем 10 учебных предметов и шесть уроков в день. Плюс — до трех часов на выполнение домашних заданий. Следовательно, чтобы дите спокойно и успешно училось, оно должно трудиться в сутки аж восемнадцать часов! Спать оно (по медикам) должно девять часов, на туалет — час, прием пищи — час, играть и общаться — два часа. К-а-т-о-р-г-а!
Раздвиньте, господа-товарищи, сутки семикласснику до 31-го часа!
Кстати, чтобы освоить алгебру для 7-го класса, школьник должен затратить 600 часов, чтобы изучить годовой курс одной только алгебры. Но надо же и остальные предметы готовить. Когда? При всех раскладах семикласснику надо ловчить, укладываться в 400 часов. Вот она и выглянула, зловещая тень перегрузки.
До сих пор помню свой школьный учебник Киселева (учился в 50-е). Каким он мне казался трудным, но если взять только объем, он был как раз тоньше на одну треть.
Скажете, ушло мое время, с той поры прибавилось информации, продвинулась вперед математическая наука. Но, работая в школе, я же не преподаю старшеклассникам структурализм, понятие о нарратологии, интертексте. Это оставляю для вуза, для специальных семинаров со студентами, выбравшими литературоведческую специализацию. Значит, надо оставить в учебнике тот материал, который реально пригодится в жизни нынешним ученикам. А новые математические направления должны быть изложены популярно, для общего развития ребят. Выход есть — переходить уже в 7-м классе на школьную специализацию. С учетом склонностей и способностей учеников выделять естественно-техническое, гуманитарное, физико-математическое и другие направления.
Недавно «Аргументы и факты» обнародовали, наконец-то, «страшно секретные цифры»: в каждом школьном поколении есть лишь 2 процента одаренных учащихся, от 7 до 10 процентов потенциальных отличников, а остальные — просто нормальные дети. И нынешние школьные программы делают их несчастными.
До московской Думы далеко и высоко. Там опять заняты послевыборными переделками. Не до законов. А тут и денег особых не надо. И на уровне наших областной и городской Дум вполне допустимы собственные законы и решения, разумеется, с учетом мнений комитетов по образованию, педагогов, психологов, учителей, которые хотя бы подкорректировали эти странные базисные учебные планы в разумную сторону.