Назвать? Переименовать?
В августе — пять лет со дня смерти Юрия Георгиевича Эрвье. Комитет ветеранов тюменской геологии обратился в городскую Думу с просьбой — назвать в честь великого геолога, основателя сибирской школы геологоразведки, лауреата Ленинской премии 1964 года, Героя Социалистического Труда одну из улиц Тюмени.
Старые геологи даже предложили конкретно: либо улицу Минскую, либо Холодильную. Мол, здесь (см. воспоминания Юрия Георгиевича) строились и обживались первые геологи Тюмени.
Дума, сказал председатель депутатской комиссии Вадим Бондарь, пока в раздумьях. Действительно, каждое переименование влечет за собой расходы. Доставляет определенные неудобства живущим на переименованной улице людям. К тому же не все они — геологи. Как говорится, есть вопрос.
Но с другой стороны — как же запечатлен на карте города подвиг геологов?
Eсли вот так сразу, на память — в неводе не слишком много. Eсть проезд Геологоразведчиков. Удачно расположен: можно сказать, что он начинается прямо оттого места, где в 1949 году приехавший из Грозного буровой мастер Борис Карамов пробурил первую на тюменской земле скважину. Но, с другой стороны, имя проезда — не персонифицировано, поименован он был в эпоху массовой скромности. Да и откровенно сказать, проездом его можно назвать только условно. Поскольку посередине он перекрыт зданием школы.
Что еще? Может, проезд Шаимский — хоть какой-то намек на первую в Сибири шаимскую нефть? Нов ряду Одесских, Тульских, Ялуторовских он воспринимается как свой. Ну если загрести еще и нефтяников и газовиков, то припомним улицу, названную в честь Виктора Ивановича Муравленко, улицу Газовиков, поселок Нефтяников, не к ночи будь помянут…
Все, кажется. Явление массового характера не имеет.
Северные территории отмечены именами героев разведки, нефтедобычи куда щедрее. Eсть и месторождения — Бованенковское, Федоровское, Суторминское… Eсть поселки и улицы в этих поселках.
Но ведь столицей своею, домом своим геологи считали Тюмень. Eй приносили свой труд и свои подвиги. Значит, имеют и право — на память, на вечную память.
Конечно, переименование улиц — дело тонкое!
Помните один из конфузов, связанный с переименованием, — лет 20-25 назад. Тогда Ямскую, одну из старейших улиц Тюмени, — в честь ратного подвига земляков назвали по-новому. Сейчас, сейчас, только воздуха в грудь наберу: улица 368-й Краснознаменной Печенгской стрелковой дивизии.
Ничего себе имечко, особенно в разговорной речи! Но — не привилось. Помучились городские власти и отстали. Ямская снова стала Ямской.
Разговоры «о возвращении прежних названий» (а Для нынешних тюменцев, которые при старых названиях не живали, это все равно — переименование) возникли вновь в связи с переменой политического строя. Словно история города — это детская рубашонка. Отстирал с хорошим мылом, она как новая…
Вот такое противоречие.
Итак: стремясь отдать долг героям недавнего прошлого, должны ли мы продолжить перелицовку истории?
Я, повторяю, не сомневаюсь, что имя Эрвье, почетного гражданина Тюмени, должна носить городская улица. Но я сомневаюсь, что для этого необходимо отнимать имя у других улиц, хотя это и вполне по-советски.
Может быть, назвать в честь Юрия Георгиевича новую улицу? Не зря же строители хвастаются, что сдают в Тюмени в год по четыреста тысяч квадратных метров жилья.
Вот и депутат Вадим Бондарь, председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению, того же мнения. Говорит, что называть надо новые улицы. Ведь главное в том, чтоб называть, чтоб не забыть. Помните эти слова: никто и ничто…