Китайская нота нашего рынка
Стремительное развитие рынка во многих случаях не может стать гарантом безупречного качества. Как часто, придя домой и распаковав новоприобретенную вещь, мы чувствуем зияющую брешь в мастерстве, старании, а то и элементарной порядочности изготовителей. Причем этот изъян не всегда является достоянием отечественной продукции — сверкающая поверхность зарубежных изделий тоже таит в себе коварную «изюминку».
Товары, продаваемые с пресловутого китайского поезда, можно смело отнести к потребительской «группе риска». Многочисленные негативные публикации, усилия милиции и городских служб так и не смогли ничего изменить — бойкая торговля процветает.
Однако, как и у всякой другой, у этой проблемы есть обратная сторона — те люди, для которых китайский поезд стал едва лине единственной статьей дохода. Давайте не станем спешить с обвинениями в стремлении торговцев к незаконной и легкой наживе, а попробуем объяснить истоки этого явления.
Первое, что бросается в глаза стороннему наблюдателю, — несомненное преобладание женщин. В основном — 30-40 лет, т.е. представительниц одного из самых незащищенных (в связи с тотальными сокращениями) слоев нашего общества.
Не секрет, что, отдав родному предприятию часть своей жизни, свои знания и мастерство, многие из них, став безработными, не могут быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Найти вакантную должность по своей специальности, даже при помощи биржи труда, удается далеко не всем.
Впрочем, для того, чтобы оказаться возле поезда, совсем не обязательно терять работу. Мы очень часто говорим о женщинах в бизнесе, удивляемся их силе и успехам. И при этом все время забываем, что подобные случаи — исключение на фоне плохо скрываемой дискриминации женщин, которых малая заработная плата вынуждает искать дополнительные источники дохода (детей-то кормить надо!).
Вторую по численности категорию кормящихся возле поезда составляют пенсионеры. И очень грустно видеть, каким образом им приходится добиваться хоть незначительной прибавки к пенсии.
Самыми беззаботными можно назвать детей. Им все равно мыть ли машины, распространять ли газеты или помогать родителям в продаже товаров. Для них китайский поезд — атрибут самостоятельно заработанных карманных денег. Возможность почувствовать себя большим и состоятельным.
Конечно, в рамках одной газетной публикации невозможно раскрыть все причины, побуждающие людей заниматься подобным бизнесом. Тем более что каждый человек — особая история. И проблема эта, как мне кажется, отнюдь не исчерпывается только денежно-финансовой стороной.
Не призываю объявить легальной такую торговлю. Но задумаемся: прежде чем клеймить все и вся: а не мы ли своим не сами ли мы спросом на заведомо некачественную продукцию создаем подобную «сферу услуг»?