Меньше нераскрытых преступлений
Информация о состоянии законности и правопорядка в г. Тюмени в первом полугодии 1996г.
(Письмо прокурора главе города)
(Окончание. Начало в № 103)
В целом картина выявленных нарушений законов и мер реагирования на них органов прокуратуры выглядит следующим образом:
Несмотря на это, аппаратом горпрокуратуры выявлено 121 нарушение (или каждое 3-е нарушение в городе).
Защищая права и интересы горожан, органами прокуратуры в течение полугода осуществлялись проверки законности задержки выплаты заработной платы на различных предприятиях и организациях. Проверками вскрыты грубейшие нарушения трудового законодательства, гарантирующего своевременность причитающихся работникам выплат и установленных законами пособий. По каждому такому случаю принимались меры прокурорского реагирования. Однако подобные нарушения носят систематический характер и имеют широкую географию.
По искам прокуроров в интересах государства и граждан судами взыскано более 150 млн.рублей.
Местное самоуправление, по-новому решая многие социально-экономические вопросы, потребовало издания массива правовых актов, так или иначе затрагивающих интересы широкого круга горожан. Это в свою очередь создает дополнительные трудности в оперативном обеспечении прокурорского надзора за издаваемыми правовыми актами.
Всего за неполные полгода в городе принято 36 решений Думы, 3158 распоряжений и 1374 постановлений администраций.
Такой поток «проработки» правовых актов требует и надлежащего организационного и технического обеспечения, который в настоящее время порождает одну из проблем в оперативной обработке информации в целях обеспечения законности.
На наш взгляд, в решении этой проблемы мог бы существенную помощь оказать информационный центр администрации города, который может сосредотачивать все правовые акты в компьютере и передавать их в короткие сроки установленным пользователям при помощи модемной связи.
Центральная задача координации деятельности правоохранительных органов прокуратуре города видится в улучшении раскрываемости преступлений, обеспечении неотвратимости наказания и повышении качества следствия.
Закон РФ «О прокуратуре РФ», а вслед за ним и Указ Президента РФ «О координирующей деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» от 18.04.96г. закрепили за органами прокуратуры координацию деятельности правоохранительных органов. Упразднение городского УВД (о чем не раз уже упоминалось) изменило структуру управления подразделениями милиции, но не внесло качественного улучшения в решение общегородских проблем преступности. Поскольку центр управления милицией в городе является областной структурой, прокуратура города может координировать эту работу лишь опосредованно через прокуратуры округов, а это зачастую только односторонняя связь.
Прокуратура города систематически под своим контролем держит работу постоянно действующих оперативно-следственных групп (расследующих дела об убийствах и других тяжких преступлениях), эффективность которых, к сожалению, оставляет желать много лучшего.
Нами ужесточен контроль за законностью решений по заявлениям о без вести пропавших.
Особого внимания заслуживает положение, когда в последнее время все чаще обнаруживаются трупы «без видимых признаков насильственной смерти». Имеются даже факты захоронения трупов без каких-либо документов (Центральный округ). Прокуратура города потребовала от прокуроров округов усиления надзора за законностью решений принимаемых милицией по каждому такому факту/
Требует дополнительных усилий деятельность МСОО по расследованию ДТП. Начальник этого подразделения фактически самоустранился от организации следствия, присвоив функции начальника УВД, определил своим заместителем бывшего следователя Яковлева, который по сути и «руководит» этим подразделением.
Неоднократные прокурорские проверки показывают, что в подразделении привычными стали грубые нарушения процессуальных норм, волокита, фальсификация доказательств, что не может не сказаться на качестве следствия и коренным образом ущемляет права граждан. Так, за полугодие из 56 оконченных дел каждое возвращено на дополнительное расследование.
Другая проблема, стоящая перед горпрокуратурой, — это организация надзора за следствием и дознанием отдела СУ УВД области по городу Тюмени.
Серьезную проблему для города представляет усиливающаяся волна потребления, приобретения и сбыта наркотических средств, постепенно заражающая все большую часть населения, особенно молодежь. Пока эти антисоциальные явления управляемы, следует позаботиться о разработке комплексной программы борьбы с этим злом.
Пока лишь оперативные службы указанного подразделения утешаются цифровыми показателями задержанных с наркотиками лиц.
Ни одной стоящей операции по разоблачению наркодельцов не осуществлено. Довольствуются лишь мелкой рыбешкой. Пути притока наркотиков, источники приобретения и сбыта не изучаются и не пресекаются. Весь круг, участвующий в распространении наркотиков, не устанавливается, ограничиваются только задержанием исполнителей. Настоящие же преступные элементы (организаторы, финансисты, посредники, теневики) — вне досягаемости.
Особый интерес для изучения динамики и структуры преступности в городе представляют сведения о лицах, совершивших преступления.
Из 3816 человек, совершивших преступления, 44 человека совершили убийство, 98 — тяжкие телесные повреждения, в том числе, повлекшие смерть.
Каждый 12-й совершил опасное преступление — грабеж, каждый пятый покушался на чужое имущество, а каждый 11-й из них совершил квартирную кражу, кaждый 9-й уличен в хулиганстве.
Личностные характеристики преступников заставляют задуматься не только работников правоохранительных органов, но и специалистов других отраслей знаний и органов управления.
Так, например, каждый 20-й из совершивших преступление имеет высшее образование, каждый 5-й — среднее профессиональное, каждый третий полное среднее образование. Анализ личности обвиняемых в совершении преступлений свидетельствует о том, что подавляющая часть (каждый второй) совершили преступления в зрелом возрасте, то есть в возрасте 30-ти лет и старше. Каждый 7-й преступник не достиг совершеннолетия. Наиболее опасный возраст среди несовершеннолетних преступников — с 16 до 17 лет, в этом возрасте каждый 10-й совершил преступления.
В основном преступления совершают мужчины, но и процент женской преступности достаточно велик. Так, из всех совершивших преступления, каждая шестая — женщина.
Для совершения преступлений на территории города прибыло 31 человек, 78 человек — имели статус граждан иностранного государства.
Каждый третий, преступивший закон, имел рабочее место, каждый второй — не имел постоянного дохода, из числа служащих 301 человек совершили преступление, каждый 15-й совершил преступление в свободное от занятий в школе время, каждый 44-й из числа совершивших преступление имел статус предпринимателя и только четыре преступника зарегистрированы как безработные.
В городе достаточно высок показатель групповой преступности, что делает преступления наиболее опасными, а последствия от них тяжкими. Так, 319 человек совершили преступления в составе группы взрослых лиц, 238 несовершеннолетних объединились в группы для совершения преступления, 35 человек совершили преступления, уже находясь под следствием.
Некоторые положительные показатели в статистике не должны создать иллюзию благополучия и расхолаживать правоохранительные и другие компетентные органы в стремлении усиливать работу по укреплению законности. Любые показатели, если они не образуют устойчивую тенденцию, могут быть случайными. Поэтому необходимо критически оценивать происходящие явления и адекватно на них реагировать.
На основании изложенного, полагал бы целесообразным рассмотреть данную информацию в некоторых структурных подразделениях аппарата администрации города в целях выработки совместных мероприятий, направленных на укрепление законности и правопорядка в городе.
В.Афанасович, прокурор г. Тюмени, старший советник юстиции.
***
фото: