За что ругают ГАИ, или Кто виноват?
В своих обращениях в областное управление ГАИ й другие инстанции граждане часто жалуются на длительную по времени процедуру оформления материалов дорожно-транспортных происшествий, нерасторопность работников госавтоинспекции. Такие факты иногда находят подтверждение в процессе проверки. Однако, на мой взгляд, в этом виновата не только ГАИ, но и другие государственные структуры, и в первую очередь — органы местного самоуправления. Изложу свою точку зрения.
На состояние аварийности в области влияет много факторов, но основные причины кроются в том, что рост автомобильного парка значительно опережает темпы строительства и реконструкции улиц и дорог, а сроки эксплуатации технических средств регулирования превысили допустимые нормы в несколько раз. Eжегодно на территории области совершается около 5 тысяч автоаварий. Кроме того, регистрируется более 12 тысяч происшествий с материальным ущербом, или ДТП, в результате которых потерпевшие получили легкие телесные повреждения. Практически в каждом случае по вопросу возмещения материального ущерба потерпевшие вынуждены обращаться в народный суд, ведь сумма ущерба измеряется десятками миллионов рублей. Это значительно повышает ответственность сотрудника ГАИ за качество оформления материалов, т.к. зачастую его также вызывают на судебное заседание.
После получения сообщения о происшествии работники оперативно-следственной группы прибывают на место ДТП, где оформляют первичные процессуальные документы: протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств, схему ДТП, выявляют очевидцев и т.д. Из-за низкой технической оснащенности у работников ГАИ имеется только рулетка. На месте аварии обстоятельства заставляют работать быстро, т.к. под воздействием атмосферных условий могут исчезнуть вещественные доказательства. Образовавшийся из-за происшествия автомобильный затор также влияет на скорость и качество оформления материалов.
После этого необходимо участников ДТП отвезти на медицинское освидетельствование в наркологический диспансер. Eсли там по каким-то причинам образовалась очередь, то на это мероприятие у инспектора ГАИ уйдет два и более часов. Поэтому сотрудник вынужден самостоятельно отправлять туда водителей, а сам в это время занимается эвакуацией поврежденных транспортных средств.
Нередко буксировка поврежденных автомобилей осуществляется с помощью первого попавшегося на глаза грузовика, который волоком тащит поврежденный автомобиль на стоянку, создавая невыносимый шум по пути следования. В другом случае инспектора дорожно-патрульной службы, по команде дежурного по ГАИ, ищут грузовой автомобиль и кран, затем инспектор сопровождает эти автомобили к месту аварии, т.к. водители могут сбежать, не доехав до места. В процессе ликвидации последствий ДТП инспектор вынужден выполнять функции грузчика, стропальщика и т.д. При этом транспортировка поврежденных большегрузных автомобилей на загородных дорогах, и особенно в ночное время, превращается для работника ГАИ практически в невыполнимую задачу. За границей для таких целей имеются специальные автомобили-эвакуаторы, но стоимость такого — 90 тысяч долларов, что в настоящее время ГАИ не по карману.
Eще большие проблемы возникают перед работниками ГАИ, когда в результате происшествия погибает человек. Основная трудность заключается в транспортировке трупа в морг, т.к. для этих целей не существует специального транспорта. Eсли повезет, то можно воспользоваться тележкой-прицепом, которую смастерили милицейские умельцы, но она не стоит без дела ни минуты.
К тому же работники милиции вообще не имеют защитных средств для работы с ранеными, и тем более с трупами.
В течение нескольких лет органами здравоохранения не решается вопрос о транспортировке трупов спецбригадой.
Наконец, тело погибшего доставлено по назначению… Только после этого инспектор ГАИ принимает объяснения от участников происшествия, свидетелей и других потерпевших, если они есть и живы (и, как правило, уже находятся в больнице). На; всю процедуру уходит не менее 8-10 часов. Eсли учесть, что в отдельные сутки только в областном центре совершается более 30 автопроисшествий, то нагрузка на группу превышает! 2,5-3 раза, что, естественно, негативно сказывается на качестве и сроках оформления материалов.
Не защищая честь мундира, я попытался объективно изложить суть проблемы и хочу, чтобы граждане, которые попадали в подобные ситуации, сами убедились в том, кто же виноват в том, что «разбор полетов» нередко затягивается.
Александр Мозжухин, заместитель начальника отдела УГАИ УВД Тюменской области, подполковник милиции.