Деньги вкладчиков «Русского лома селенга» отдыхают на Багамах
Разговоры, что создатели «Русского дома селенга», одной из крупнейших финансовых «пирамид», Александр Сало-мадин и Сергей Грузин перекачивают капиталы на Багамы, уже довольно давно идут в Волгограде. Теперь же появились веские доказательства.
«Известия» располагают документами, свидетельствующими о том, что владельцы «РДС» открыли за рубежом по меньшей мере три свои фирмы. Одну из них, Sulzer holdings S.A., собственно на Багамах. Другую, Sherly trading limited, — на Виргинских островах, которые принадлежат Англии, а третью, Ran-roy trading limited, — в Ирландии.
Сами манипуляции при создании этих фирм достаточно любопытны, но к ним вернемся несколько позже. Пока скажу лишь, что конвертируемые в доллары эрдээсовские рубли торили дорогу за границу как раз в то время, когда многие вкладчики уже не могли получить свои деньги в агентствах, поэтому стали требовать их возврата через суды. Кончилось же, как известно, тем, что, насобирав полтора триллиона рублей у более чем полутора миллионов вкладчиков, хозяева селенг-фирмы вообще отказались отдавать людям их кровные. А так пылко желали им счастья!
Когда в конце февраля нынешнего года Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ) выдала владельцам «Русского дома селенга» разрешение на преобразование в два паевых инвестиционных фонда (ПИФ), «Известия» (N 42) высказывали сомнения в целесообразности поощрения «РДС» в таком деле. Но в ФКЦБ тогда сослались на то, что преобразование «РДС» в ПМФы будет идти под строгим контролем комиссии, поэтому, мол, нет причин для беспокойства.
Что из этого получилось на практике? Об этом я спросил людей, толпящихся у закрытых железных ворот генерального представительства»РДС». Eсли опустить бурные эмоции, которые естественны в такой ситуации, суть высказываний свелась к тому, что эрдээсовские ПИФы — еще один очередной обман. Почему? «Потому, — за всех ответила Наталья Спиридонова, — что, когда у нас собирали подписи за создание ПИФов, обещали не только вернуть деньги в виде паев, но и дивиденды, а теперь мы опять никому не нужны».
Сбор подписей, уточню, «Русский дом селенга» организовал, готовя документы в Федеральную комиссию для получения разрешения. Сам же прием, как видим, отработан еще при сборе денег. Но, может, вкладчики недостаточно хорошо знают ситуацию?
«Какую ситуацию? — переспросил меня Саломадин в офисе, огороженном забором с охраной на воротах. — Сегодня хорошая погода». Подобное остроумие — вообще отличительная черта совладельца селенг-фирмы. На недавней конференции обманутых вкладчиков он, вместо того чтобы внятно ответить на вопросы, заявил, что не знает ни пунктов перерегистрации клиентов «РДС» в связи с организацией ПИФов, ни даже где находится представительство «Русского дома селенга». Продолжать разговор Саломадин не захотел. На Багамах, говорят, действительно почти всегда хорошая погода.
Зато с председателем совета пайщиков Валерием Левченко разговор по времени получился длительным. Но как я ни варьировал вопрос, насколько продвинулось дело с созданием ПИФов, ответ укладывался в короткий перечень: «Подготовили документы, идет перерегистрация вкладчиков в пайщики; идет оценка имущества».
Потом выяснилось, что со ссылкой на ведущуюся работу по оценке имущества Левченко погорячился. Он имел в виду уже готовые данные, более полугода назад представленные в федеральную комиссию. Перерегистрировано же на сегодня 150 тысяч человек. Нетрудно подсчитать, что при таких темпах не управиться до XXI века.
Обеспокоен ли председатель совета пайщиков таким положением? «Надежда умирает последней», — в подражание Саломадину пошутил он. Левченко — бывший работник «Союза-С». (Эту фирму в свое время создавали те же эрдээсники). В селенг-фирме позаботились, чтобы организация, главной задачей которой должна бы стать защита интересов вкладчиков, была под присмотром своих же кадров.
«Да кто его знает, на что рассчитывать вкладчикам? — пожал плечами председатель совета. А что касается конкретного срока, то какой-то ориентировочный, возможно, будет назван» В общем, ждем-с. Чего? Вероятно, того, чтобы от заявленного в ПИФы эрдээсовского на средства вообще остались рожки да ножки.
Напомню, что разрешением ФКЦБ предусмотрено преобразование «РДС» в два паевых инвестиционных фонда с участием в них «Союза-С» в роли управляющей компании. В первый должны быть включены материальные, во второй — финансовые активы. «Да нет же, — отмахнулся Левченко, — двумя фондами мы не стали заниматься. Пусть потом федеральная комиссия делит».
Пусть, надо понимать, потом расхлебывает, так как вопреки собственной же заявке селенг-фирма не только не создает двух ПИФов, но и одним занимается скорее для видимости.
Дело в том, что сам «РДС», как в очередной раз подтвердил тот же Левченко, по сути, гол как сокол. К тому же по решению арбитражного суда от 6 мая с.г. «Русский дом селенга» сейчас ликвидируется. Для создания ПИФов это не имеет существенного значения, так как в конечном счете все должно перейти к ним же. Но переходить, повторюсь, практически нечему. Примечательно, что владельцы селенг-фирмы не сочли нужным посылать своего представителя на заседание суда. «Ведь даже здесь, в генеральном представительстве, имущества «РДС» сегодня почти не осталось», — дополнил красноречивым штрихом общую картину председатель ликвидационной комиссии Александр Ширяев.
Значит, пайщики могут рассчитывать только на «Союз-С»? «Но, насколько я знаю, — решил просветить меня Ширяев, — сам «Союз-С» никогда не был дочерней фирмой «Русского дома селенга». Ширяев, разумеется, знает: он тоже бывший руководящий работник «Союза-С». Контрольного пакета акций ни в одной из родственных фирм «РДС» не имеет. Причем, уточнил он существенную деталь, все формально входящие в систему «Союза-С» предприятия юридически самостоятельны. Иными словами, как все вместе, так и по отдельности, в любой момент могут сделать ПИФу, а значит, вкладчикам «Русского дома селенга», ручкой.
Ширяев, в общем-то, поделился уже приобретенным опытом. Мне встретилась его фамилия, когда в Краснооктябрьском райсуде я знакомился с документами. Председатель суда Тельман Абреков, заваленный тысячами исков клиентов «РДС», в ответ на которые селенг-фирма предъявляла пустой счет, проделал колоссальную работу, чтобы выяснить, куда перекачиваются деньги вкладчиков.
Отработанная технология перекачки видна как раз на примере Ширяева в бытность его генеральным директором «Русского дома страхования». Сначала был заключен договор о сотрудничестве, по которому «РДС» передавал, цитирую, «средства в сумме 48000000 (сорок восемь миллионов долларов) США для приобретения офисов, мебели, оргтехники, автомобилей, регистрационных расходов и иных нужд». Правда, затем сумма была пересмотрена, переведена в рубли, составив 96 миллиардов. Затем был заключен еще один договор, согласно которому «РДС» вообще передал «все свои права и обязанности».
Все, громадная сумма ушла от вкладчиков. Когда председатель суда попытался истребовать деньги клиентов «РДС», то получил из родственной ему фирмы ответ: «Русский дом страхования» не состоит с АОЗТ «РДС» в каких-либо договорных отношениях. «Русский дом страхования» не располагает также денежными средствами АОЗТ «РДС» и не содержит его в качестве учредителя».
Из объемистого тома документов приведу лишь краткую выдержку, показывающую, куда, в каких масштабах уходили из филиалов «Русского дома селенга» деньги вкладчиков. Целевым назначением в «Русскую торговлю»: 12.05 — 580 миллионов, 16.05 — один миллиард 700 миллионов, 17.05 — один миллиард, 19.05 — 200 миллионов, 23.05 — 434 миллиона, тоже 23.05 — 350 миллионов. Без расшифровки в «Союз-С» из разных филиалов: 4.05 — 180 миллионов, 200 миллионов, 680 миллионов, 500 миллионов. Чтобы не утомлять цифрами, ограничусь одним днем. Всего же в мае 1994 года в предприятия системы «Союз-С» было перечислено более 23 миллиардов. Оттуда же в «РДС» не вернулось ни рубля.
(Окончание в следующем номере).