X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Опасность второй степени

Искусственный водоем открылся в этом году на девятом километре Велижанского тракта. Только купаться в нем нельзя: подъезд к этому пруду преграждает шлагбаум.

Впрочем, купаться нельзя не поэтому. Вода цвета раствора марганцовки (от содержащейся щелочи) пахнет предостерегающе. Концентрация фенола в ней — 2,5 процента. На песке четкие отпечатки собачьих лап: местные четвероногие жители (пока еще четвероногие) эту воду, по всей видимости, пьют. Не знаю, как на собак, а на людей фенол действует нервно-паралитически. Правда, в больших дозах.

В этом пруду (правильнее он называется пруд-накопитель) находят свое временное пристанище жидкие отходы тюменского завода пластмасс. Даже не отходы (которые вторично идут в производство), а загрязненная фенолом и формальдегидом вода после промывки бочкотары, а также дождевая вода с заводской территории, которая собирается в подземные резервуары. Кроме того, на складе сырья недавно открылся какой-то подземный источник (может, грунтовые воды просачиваются, а может, водопровод — завод-то старый). В общем, вся эта вода вывозится в пруд и там ждет утилизации. (Раньше пользовались услугами спецавтохозяйства, но это было себе дороже, и не только из-за денег. Тогда соорудили самодельную цистерну и стали возить — сами: только хозяин способен поддерживать порядок в своем хозяйстве).

А с утилизацией проблема. Утилизация невыгодна из-за малых объемов загрязненной воды — всего-то около 300 кубических метров в квартал. Заводчане присмотрели один проект, разработанный донецким институтом углехимии, превращающий никуда не годную воду в два полезных продукта: чистую воду и порошок, подходящий для наполнения и утепления строительных конструкций. Для реализации этого проекта нужны деньги. С деньгами туго.

Конечно, если экологи надавят — деньги придется найти. Так же, как экологи надавливали со строительством пруда. Которое стоило больших трудов. В 1991 году проект прошел экологическую экспертизу. В 1994 году пруд был построен, но имел расхождения с проектом, и последний отправили на доработку авторам в новосибирский филиал российского института «Гипропласт». Каких-то пять лет — и пруд готов.

Галина Калачева, инженер по технике безопасности и охране природы завода пластмасс, объяснила, что асфальтобетонное покрытие пруда исключает загрязнение подземных вод. Загрязнение атмосферы фенолом составляет 0,2 предельно допустимой концентрации (ПДК по фенолу — 0,01 мг на кубический метр воздуха), формальдегидом — 0,3 ПДК (ПДК — 0,035 мг). Но по четырехстепенной шкале вредности — особо опасное, опасное, малотоксичное и нетоксичное — содержимое пруда находится на втором месте.

Вообще-то на отведенной заводу территории на девятом километре Велижанского тракта предусмотрено сооружение трех таких прудов. Каждый из них на 6000 кубометров воды. Eсли один пруд рассчитан года на два, то, возможно, еще на шесть лет проблема утилизации заводских отходов будет отложена.

И то ладно. А то ведь до постройки пруда эта вода второй степени вредности просто выливалась на свалку.

***
фото: Галина Калачева;Через эту трубу в пруд сливаются отходы;«И на камнях растут деревья»;Окрестности пруда.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта