X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

К примирению готовы только жертвы

Указ президента Бориса Eльцина о превращении «красного дня календаря», дня октябрьского переворота, в День согласия и примирения — не нов и не оригинален.

Несколько лет назад испанский парламент принял закон и постановил считать гражданскую войну, начавшуюся в середине тридцатых годов, оконченной. Рассказывают, что был воздвигнут гигантский монумент в знак примирения нации.

Примерно в те же годы и такой же закон был принят в расколотой партийными междоусобицами Греции.

Мир начинает понимать, что гражданская война ничуть не лучше другого способа убийства. Что для нации, для страны — это один из самых эффективных способов самоубийства.

Но это начинает понимать мир. Мир, который кое-что способен понять и наконец понял. К сожалению, это пока нас не касается.

Читаю одну из областных газет. Репортаж с центральной площади Тюмени (рядом, кстати, с указом президента о новой трактовке 7 ноября). Шестнадцатилетний комсомолец излагает программу-максимум: «Насильственная борьба с частной собственностью в мировом масштабе»…

Вот так, ни больше, ни меньше. Можно утешаться: пацан, жизни не знает, с годами пройдет… Хотя за этими максималистскими лозунгами по-прежнему чувствуется «руководящая и направляющая рука».

Я не утверждаю, что примирение невозможно. Я даже знаю тысячи, нет, десятки тысяч, людей, которые готовы к примирению. Потому что они сами давно примирились и давно простили. Конечно, не палачей они простили, они простили страну, которая позволила палачам убивать.

Они-то простили страну, хотя страна, как ни горько это звучит, сама прощения еще не попросила.

Честно говоря, мне казалось, что зло, накопившееся в обществе, постепенно выходит, постепенно умирает само собой, как прошлогодняя ядовитая трава. Вы даже себе не представляете, сколько оскорбительных писем я получал в свой адрес после моих первых публикаций о жертвах большого террора. Постепенно письма сошли на нет, и я думал, что масса статей, других авторов и моих, списки «Книги расстрелянных», которые сами по себе убедительнее любых статей, сделали свое дело. Доказали: страшная и постыдная страница нашей общей истории была. Она не должна повториться.

Так я думал. Так я хотел бы думать и дальше.

Примирение. Для того чтобы оно состоялось, нужны встречные шаги с обеих сторон. Нужно желание тех, кто обожествлял и оправдывал палачей собственного народа. Нужно раскаяние. Нужна просьба о прощении. А жертвы, потомки жертв, они готовы простить. Но они не хотят больше бояться ни за себя, ни за своих детей.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта