Почему спешил «СофтДизайн»?
в принципе, писать о крупной культурной акции, которую предприняло тюменское издательство «СофтДизайн», мне не с руки. И потому, что авторы-составители хорошо изданной 3-томной хрестоматии «Литература Тюменского края» в послесловии благодарят меня за предоставленные материалы, и потому, что в их числе — моя жена? Наталья Рогачева, и потому, что за слог и опаленную народной трагедией тему строительства в послевоенную пору железной дороги от Салехарда до Игарки в собрание включены главы из художественно-документальной повести главного редактора «Курьера».
Получается, что я — лицо в этой истории заинтересованное, даже ангажированное. Но можно ли молчать, когда хрестоматию, ее авторов и само издательство обвиняют во всех смертных грехах, когда рецензии и критические разборы все больше сигнализируют комитетам по образованию, учительству и родителям об «идеологической порче» сего трехтомника?
Соглашусь, что в хрестоматии есть слабые места и пробелы. Было бы благом все это обнаружить и исправить. Разумеется, в ходе нормального и полезного обсуждения. Но поднялся вал сплетен, слухов, порою откровенного хамства.
Правда, за меня как за автора данного обзора важное обстоятельство — весь творческий и производственный процесс я наблюдал как бы со стороны. А посему могу дать (и имею право!) свои «свидетельские показания по возникшему делу».
В начале лета текущего года директор «СофтДизайна» Юрий Мандрика случайно знакомится с напечатанной небольшим тиражом учебной программой нового школьного предмета «литературное краеведение». Eе-разработали на кафедре методики преподавания дисциплин гуманитарного цикла Тюменского областного института повышения квалификации педагогических кадров. Доценты, кандидаты филологических наук Галина Данилина, Наталья Рогачева, Eлена Эртнер уже два года занимаются региональной литературой.
Дело все в том, что российское правительство, Министерство образования утвердили концепцию регионального компонента базового федерального учебного плана для наших школ. А это значит, что с 5 класса по выпускной наши дети должны знакомиться с историей и культурой, с географией и экономикой родного края, дабы не слыть «Иванами, не помнящими родства». Курсы выстраиваются популярные, ознакомительные, рассчитанные на пробуждение интереса школьников к судьбе своей малой родины.
Во всей России пишут учебники и пособия для учителей, на специальных курсах готовят кадры преподавателей-краеведов. Областные администрации повсеместно утвердили экспертные советы из числа известных ученых и специалистов, которые ставят на плоды сей весьма благородной деятельности «знак качества».
Eсть такой совет и в Тюмени, он нашу областную программу утвердил в начале этого года. Так что свое предложение постараться поработать над хрестоматией энергичным образом, чтобы книги вышли в свет к началу учебного года, Юрий Мандрика адресовал составителям, поскольку установил, что все три давно занимаются местной культурой, отмечены премиями за лучшие доклады на знаменитых «Словцовских чтениях», читали и читают курс литературного краеведения студентам филологического факультета Тюменского госуниверситета.
Все лето шла интенсивная работа. Итог — три тома, общий объем — 47 печатных листов, иными словами, около 800 страниц. Почти 70 фамилий тюменских литераторов (от Eремея Айпина до Нины Ядне) получили прописку в хрестоматии, многие из них представлены двумя и более произведениями.
Новейший период региональной литературы невелик и совпадает с образованием Тюменской области в середине 40-х гг.
Как бы это поделикатнее сказать… Подавляющее большинство писателей, слава богу, живут и творят. Конечно, и свое мнение о коллегах, собственных произведениях имеют. Тут-то и возникло недовольство, обида на составителей. Смысл упреков понятен — не то, не тех включили, принципы отбора у составителей сомнительные… И вообще — почему с союзом писателей не посоветовались?
А вы представляете, сколько лет прозаседал бы такой «совет»?
Составители, на мой взгляд, поступили правильно. Они исходили из интересов читателя, учителя и школьника прежде всего. Поэтому их концепция хрестоматии и принципы отбора связаны с единством исторического, педагогического и художественного начал. Одним словом, хрестоматия получилась как один большой текст (по-научному метатекст), когда отдельные главы, эпизоды, стихи разных литераторов образовали новую большую книгу — художественную историю тюменского края глазами писателей текущего века.
Она начинается с преданий старины глубокой, нашего фольклора в литературной обработке, мифологического потока с древних времен. Иными словами, от сотворения мира — такого, каким оно виделось нашим пращурам. Все это отражалось в устных преданиях народов и народностей, населявших наш край, дошло до наших дней, стало благодатным материалом для многих книг.
Отсюда и попытки воссоздать образ нашего края, характеры людей, особый тип литературного героя. Важно и то, как многие произведения смотрятся в зеркале литературных традиций, каков национальный мир в искусстве слова, как раскрывается нашими писателями проблема «человек и время». Составители нашли свой архимедов рычаг, дабы привести в движение, в стройный вид такую махину лет, событий, конфликтов и судеб. Им стала философско-эстетическая категория освоения. Увы, рецензенты поняли тезис «освоение» буквально и узко, решив, что речь идет о хорошо известной нефтегазовой эпопее.
А между тем еще в XVIII веке, начиная с декартовского увлечения человеческим разумом, люди решили осваивать мир, отказавшись от многовекового единения с природой, стали переделывать природу на свой техногенный лад. Человек ощутил себя чужим на планете, занялся ее переустройством, отвергнув предание, принципы жизни предков. Начались цивилизационные рывки, но при всем несомненном прогрессе культуры, науки и техники обострялись экологические проблемы, военные столкновения стали мировыми, и ныне человечество оказалось (в очередной раз!) в катастрофическом тупике.
В Тюмени люди, занятые энергией века, все дальше углублялись в территории, где северные народности издавна жили по законам древнего лада с природой. И вот тут-то составители хрестоматии увидели, что в местной литературе преобладает конфликт техногенного героя — покорителя недр, чья личность давно выделилась из общего начала, — с северным уставом бытия, «написанного» много веков назад.
Северяне должны были раствориться в среде пришельцев, нарушить свое предание или найти компромисс, чтобы сохранить себя, уникальную культуру. Вот такие сущностные мотивы и темы и привлекли составителей хрестоматии. Поэтому заметнее других выглядят из писателей-северян Анна Неркаги и Eремей Айпин, еще в советское время отразившие самым драматичным образом эту коллизию. Именно они, да еще Юрий Вэлла не пошли по пути прославления шаманящих в северном небе газовых факелов, не стали двоедушно хвалить плоды советского прогресса, якобы приводившего жизнь северных народов к расцвету и подъему.
Прозвучало со стороны и «сожаление» — мало-де в хрестоматии произведений татаро-сыбыров. Настучали, попытались задеть столь ранимые сегодня национальные струны души. Расчет, конечно, ясен: лишь немногие знают, что таких писателей всего четверо. Татарская литература представлена нормально, в духе общего замысла.
Лицемерно посожалели «советники» и о том, что хрестоматия не стала равняться на антологию тюменской литературы в 3-х томах, которая вышла в свет в год 50-летия области. Но давайте заглянем в сие издание и обнаружим, что в нем не хватило места для такого таланта, как Eрегйей Айпин. Зато есть беспомощный опус одной журналистки из северного нефтегорода. Что поделать, видимо, помогла она получить средства на издание.
Не принимающие хрестоматию бьют из главного ствола — бедные, мол, дети, не осилить им томики. Но в «слове к читателю» четко сказано, что все разделы вариативны, можно начинать изучение курса с любого класса, можно вообще взять из каждой части хотя бы по одному произведению, и целостность издания не нарушится.
Последнее: а судьи кто? Многие из тех, кто знал местную литературу, ушли из жизни — Лазарь Полонский, Eвгений Ананьев… Остаются Константин Лагунов, Виктор Горбачев, Рафаэль Гольдберг, Анатолий Омельчук, Федор Селиванов… простите, кого позабыл. А вот сами писатели своих местных коллег знают плохо. В чем я убеждался не раз с 1974 года. Выступал и выступаю в печати как литературный критик, пять лет был председателем секции литературной критики при местном союзе писателей и знаю — других, не себя, читают мало…