Что в мусорном ведре тебе моем
Говорят, немецкие хозяйки все бытовые отходы аккуратно раскладывают по разным кучкам: пищевые отдельно, жестянки -отдельно, сюда пластмассу и полиэтилен, сюда стекло… Говорят, чуждые немецкой аккуратности американцы предпочитают сваливать все в один мешок, а необходимая сортировка производится на конвейере мусороперерабатывающего завода. Говорят, в Eвропе спорят: что лучше.
Нам бы их проблемы.
Наши-то куда серьезней. Как научить горожан попадать помойным ведром в люк мусоропровода или в бак. Как организовать своевременный вывоз баков. Как объяснить водителям мусоровозочных машин, что нельзя выгружать содержимое кузова в придорожную канаву, а надо везти на свалку.
Наверное, иностранцы от наших проблем схватились бы за голову. А поразмыслив, посоветовали бы нам ввести в школах основы экологической грамотности, принять закон об охране окружающей среды, наладить контроль за его исполнением и установить систему штрафных санкций. Но все это у нас уже есть — и ничего не помогает.
Eсли кому-то будет от этого веселее, скажу, что плохо не только у нас в Тюмени, плохо по всей стране. В том начальник отдела государственного экологического контроля по городу Тюмени областного комитета охраны природы и экологии Фаина Кисличная еще раз убедилась, побывав на первой межрегиональной научно-практической конференции «Промышленные и бытовые отходы. Проблемы и решения», состоявшейся недавно в Уфе. Фаина Васильевна рассказала, что в Eкатеринбурге завод по переработке пищевых отходов буквально давится полиэтиленом, который неразборчивые граждане, видимо, употребляют в пищу. Или вот бедные уфимцы — у них свалка оказалась почти в центре города и неминуемо ползет к реке. А у нас в этом смысле хорошо. Места под мусор еще предостаточно.
Как известно, в Тюмени две официальные действующие свалки — на Московском и Велижанском трактах. Общий объем гниющего там мусора (по данным спецавохозяйства, очень приблизительным) — 14 499 000 кубических метров. Что это за мусор — не имеет точного представления никто. Разве что бичи и дикие собаки, но разве они расскажут?
Практически никакого контроля затем, что вывозится на свалку, не существует. Полупьяный сторож — не контроль. Экологи, бывавшие на свалках по долгу службы, рассказывают, что там попадаются даже люминесцентные лампы, содержащие ртуть. «Пожалуйста, ни в коем случае не выбрасывайте лампы дневного света и термометры, это опасно для всех нас», — обращаются они к согражданам.
Металл и жесть, кожа, резина, стекло, бумага… В одной куче отходы бытовые и промышленные. Все это укатывается бульдозером, от случайной спички горит, насыщая воздух углеродом (в лучшем случае) и канцерогенными веществами (в худшем). А если не сгорело — гниет, пропитывая почву. Место под свалку на Велижанском тракте выбрано очень неудачно, считают экологи. Эта свалка расположена аккурат в третьей охранно-санитарной зоне Велижанского водозабора. Но, с другой стороны, более подходящего места в радиусе тридцати километров от Тюмени нет. На Велижанском глубоко стоят грунтовые воды, а глинистые водоупорные слои препятствуют загрязнению подземных горизонтов.
Впрочем, по некоторым данным, грунтовые воды на Велижанском уже загрязняются. Воду из колодцев дачных кооперативов, расположенных в непосредственной близости, пить не стоит. Вряд ли стоит поливать ею огород.
По некоторым данным — потому что точных данных нет. Отсутствует система контроля за состоянием свалок (мониторинг). А вот в других городах, к примеру, в Уфе, эту систему создали. Пробуривают скважины, берут пробы грунта и грунтовых вод, чтобы иметь точное представление, насколько дела плохи. Конечно, мониторинг тоже требует денег.
(Большие опасения внушает экологам старая свалка на пятом километре Велижанского тракта, ныне законсервированная -то есть попросту утрамбованная и засыпанная сверху землей. Насколько она опасна — можно только догадываться).
По идее, нам не стоит ждать, когда откроются наши глаза на реальное состояние дел. Строительство мусороперерабатывающего завода и полигона для утилизации промышленных отходов на территории Велижанской свалки нам необходимо уже сегодня.
В Нижнем Новгороде не стали ждать — о чем на днях рассказала газета «Известия» (N 230 от 5 декабря). Там уже установлен и начал работу комплекс, спроектированный и построенный финской фирмой SKJ, который превращает отходы (в основном шлаки местного машиностроительного завода) в высококачественные металл, песок и щебень. Комплекс стоит 6 миллионов долларов, но был предоставлен финнами бесплатно в обмен на процент с каждой тонны проданной продукции. Нижегородские власти планируют через три-четыре года на месте бывшей свалки разбить парк.
Остается позавидовать нижегородцам. Отходы нашей тюменской жизнедеятельности не столь ценны, чтобы конкурировать на мировом рынке. А может, просто наши власти не слишком жизнедеятельны.
На уфимской конференции, рассказывает Фаина Кисличная, были представлены самые передовые разработки российской науки, разнообразные новые технологии по утилизации отходов -как бытовых, так и промышленных — и превращению их в полезные штуки. Оказывается, конфетку (то есть деньги) можно сделать из чего угодно. Например, шины, которые не горят и не гниют, а могут столетия пролежать в ожидании своего часа, некое челябинское НПО предлагает переработать в жидкое топливо, вполне пригодное для котельных. Или еще их можно измельчить и использовать как вторичное сырье для производства новых шин. Eсть вариант иной судьбы и для люминесцентных ламп, и для использованных батареек, питающих почву соединениями свинца. Другой свалочный долгожитель — полиэтилен -должен заканчивать свою жизнь в печи при температуре 1300 градусов… Конечно, и для строительства завода, и для покупки и внедрения этих технологий нужны деньги. По оценкам экологов — 5-10 миллиардов рублей. (Eсли, конечно, вдруг не упадут с неба какие-нибудь финны).
В конце ноября «Российская газета» опубликовала постановление правительства РФ о комплексе первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в Уральском регионе и Тюменской области на 1997-2000 годы. Это, между прочим, и нас касается. В списке мероприятий — реконструкция и строительство высоконагружаемых полигонов твердых бытовых отходов с проектной мощностью в 600 тысяч кубометров в год в Тюмени и там же — строительство цеха по переработке изношенных шин в учреждении Министерства внутренних дел . Четвертую часть объема финансирования возьмет на себя федеральный бюджет, остальное -«заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации из бюджетов и внебюджетных источников».
На днях Леонид Рокецкий подписал распоряжение о проведении международного конкурса «по вопросам переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов». Создана конкурсная комиссия под председательством заместителя главы администрации области Юрия Кута-лова. Комиссии предстоит подыскать наилучший проект мусороперерабатывающего завода. Наилучшим мог бы считаться тот проект, который учитывает особенности тюменского мусора (бытовые отходы вперемешку с промышленными), климатические нюансы (в частности, розу ветров), а также финансовые возможности региона (хотелось бы подешевле).
Построить завод — хорошо, но мало. Надо заставить народ везти свой мусор именно сюда. Нужен стимул. (Не путать с системой магазинов «Стимул», в которых раньше за килограммы старых газет давали рулончик туалетной бумаги. Этот вчерашний дефицит сейчас можно купить в любом ларьке, а потому кипы книг и газет оказываются на свал -ке).
Наш народ надо заинтересовать. Желательно материально. Как это сделали в Челябинске. При местном рынке возникла некая фирма, которая стала скупать у населения (самыми активными продавцами оказались бичи) картонные коробки — тару (которую у нас в Тюмени жгут). Столь ценный картон прессовался и реализовывался по приличной цене (куда и почем — коммерческая тайна). Челябинцы, конечно, не сами придумали. Так поступают в цивилизованном мире.
А у нас наоборот. За то, чтобы вывезти мусор на свалку, предприятие должно заплатить. Оно понятно: спецавтохозяйство тоже несет какие-то расходы по содержанию свалки. Но все-таки не надо удивляться, что некоторые машины с мусором до Велижанского тракта не доезжают…
В общем, грустно как-то получается и пессимистично. Чтобы было не так грустно, можно начать свою личную борьбу за чистоту и экологию. Начните со своего мусорного ведра. Складывайте отходы в пакет (чтобы хоть не так пахло из невывезенного бака и не разносило ветром по округе остатки позавчерашнего ужина). Не выбрасывайте термометры и лампы дневного света. Цельтесь лучше в мусоропровод. И тогда, может быть, ваши правнуки и правнучки вечерами будут дышать свежим воздухом на балкончиках и наслаждаться пением птиц в городских садах.
Вот теперь, кажется, получилось оптимистично.