Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!
Встретился на улице со своей дотошной читательницей — преподавателем нашей изящной словесности Валентиной 3-кой… «Поздравляю, говорит, Влад Саныч, с юбилеем!». «?!». «А как же, жду в четверг вашего 150-го обзора!». Лучше бы не говорила, хотя надо вырезки самому собрать и поточнее подсчитать.
А если и правда 150? Тогда надо тему укрупнить, что ли. Посмотрел старые обзоры в начале каждого года — текучка. Может, и правильно будет вглядеться в перспективу культурной жизни в Тюмени в наступившем году?
Сдается мне, что год будет плодотворным для наших служителей всех муз. Верится, что через два дня избиратели поступят разумно и по-сибирски основательно и «коней на переправе» не поменяют ради обманчивых бенгальских огней очередных обещаний. А это значит, что все доброе и вдохновляющее в местной культуре получит поддержку.
Не погаснут в Тюмени огни наших библиотек, и творческая интеллигенция не один раз в году соберется на традиционные конференции в Центральной библиотеке на ул. Луначарского — поспорить о вечном и суетном, о том самом духовном возрождении, которое пока не торопится, ибо и мы сами больше о нем болтаем, чем делаем.
Верится, что областная и городская структуры прыгнут выше неких препятствий — и один ну очень интересный тюменский театр отправится на большой художественный фестиваль в Самару. Прыгнем еще раз — и весной, возможно, пройдет в Тюмени столь желанный областной театральный фестиваль, от участия в котором пока не отказались творческие коллективы из «строптивых» округов. .Хорошо бы, чтобы не передумали местные спонсоры-меценаты-коммерсанты — и в марте, в Международный день театра, впервые в истории тюменской культуры состоялся бы большой праздник — чествование наших талантов и вручение им соответствующих премий.
А вручать будет за что. Театр драмы готовит для нас премьеру по тюменско-американскому проекту. Главный режиссер кукольного театра решил потревожить тень Жана Ануйя, и традиция «взрослых» спектаклей возобновится.
О, наши художники, чем чаще они попадают в материально-технические передряги, тем интереснее работают. Они оказались самыми первыми, открыв персональную выставку Виктора Овчарова (1928-1995) в самый канун Нового года..
Не собираются прозябать в тени всяческих неустройств музейщики. И хотя новых экспозиций будет немного, но впечатляюще звучит даже тема грядущих «Словцовских чтениЯ-97»: октябрьские события 1917 года и региональная история. Время берет свое, и уже многим молодым людям неведомо, что речь пойдет о 80-й годовщине — для одних Великого Октября, для других — октябрьского переворота в Петрограде, насильственном взятии власти в России большевиками. Ну вот, опять надо пояснять, что вооруженное восстание устроило радикальное крыло российской социал-демократии.
К фестивалям и концертам готовятся музыканты, джазмены, клубные коллективы. С тяжелым вздохом приступаю к повествованию о местных литературных делах. Вот уж где настоящий разброд и шатание. А еще совсем недавно наши литераторы были ведущей силой регионального культурного процесса. Ничего вразумительного о творческих конференциях, писательских вечерах, выходе новых книг, когда-то многолюдных встречах тружеников пера с читателями в областной научной библиотеке сказать не могу.
Правда, тюменский издатель Юрий Мандрика сообщил мне, что прорабатывается возможность открытия специального киоска местной книги в Доме печати. Само же издательство «СофтДизайн» с десяток книг наших авторов предполагает выпустить.
Происходят и более грустные вещи. Eсли верить разговорам и скудной информации, некогда единая областная писательская организация развалилась натри части. Третья появилась совсем недавно — в декабре прошлого года в Салехарде. Похоже, литературные Тюмень, Ханты-Мансийск, Салехард решили преуспеть в самоизоляции. Лови момент, как говорится. Но, по большому счету, ничего доброго из этого не получится. Вся мировая и отечественная практика говорит о том же.
Что же случилось в Салехарде? Думаю, прав был поэт — «мы все глядим в Наполеоны». Там в декабре действительно состоялась международная конференция писателей народов Севера. Подготовительные материалы к ней напечатаны в газете «Слово народов Севера» (с аналогом: The Word of the Peoples the North ). Главный редактор — известный нам Eремей Айпин, он же — президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Газета издается в Москве, по моим неофициальным сведениям, президент сейчас живет там же. От перечисления важных персон и весьма влиятельных организаций в издании рябит в глазах, нос ноября 1993 года вышло всего лишь 7 номеров, хотя указан ежемесячный выпуск.
Номер под конференцию «Слово в духовном возрождении народов» открывается, по старому, передовицей Eремея Айпина » Eще пока жива душа!»… Сказано эмоционально и верно про совесть и душу человечества, роль российских народов в мировой культуре, необходимость духовного возрождения. Процитирую лишь пару мыслей, достойных внимания наших читателей.
Первая: «Север является экономической базой державы. Но сегодня Север становится и духовной опорой Государства Российского, ибо на призыв Делом (все большие буквы — авторские!) укрепить Духовную Основу Основ откликнулся только Ямал в лице Ямало-Ненецкого автономного округа. Таким образом, очевидно, центр тяжести и в духовной жизни начинает смещаться к Арктике». Вторая: автору «приятно отметить роль Ямала и всех подвижников культуры и художников слова, чьими неимоверными усилиями удается доказывать превосходство Духа над телом, возможность воплощения Слова в Дело во имя спасения народов Севера, духовного оздоровления россиян — а значит, всего человечества».
Посмею осторожно сказать, что все это очень отдает политикой изоляционизма и некоторым чувством превосходства над остальными градами и весями. А если говорить о плодах ямальского духовного взрыва, то за что же так не любить Тюмень, словно исключая ее из «списка оздоровления всех россиян»? Нет слов, очень хорошо, что власти округа поддерживают культуру, субсидируют ее газовики. Но богатый Ямал, наверное, мог бы позволить себе открыть в Тюмени магазин, где продавались бы новые книги северян, произведения тамошних художников, мастеров народных промыслов? Eсли не ошибаюсь, практически все тиражи книг, издававшихся в Тюмени, «ушли» на север, мало кто.видел салехардский журнал, который редактирует Роман Ругин.
Опять-таки в кулуарах, слышал, что два известных тюменских писателя получили приглашения на конференцию. Но, видимо, так пригласили, что они не поехали. Один из них — Константин Лагунов. Eсли по правде, то трудно перечеркнуть его даже личную роль в творческом становлении многих северных авторов. Более того, он издал монографию о путях развития новейшей тюменской литературы (1994), в которой специальные главы (и неплохие!) посвящены Анне Неркаги, Eремею Айпину, Ювану Шесталову, специальный раздел — Роману Рутину, Ивану Истомину, Леониду Лапцую, Андрею Тарханову, Микулю Шульгину…
В кулуарах конференции часть северных литераторов и официальных лиц очень холодно отнеслась к известию о выходе в Тюмени трехтомной хрестоматии «Литература Тюменского края» (1996), в которой широко представлено творчество многих писателей Югры и Ямала. На предложение закупить часть тиража для окружных школ последовало — «это не наше».
Между прочим, помимо хрестоматии недавно вышел сборник научно-критических работ «Космос Севера», готовится к изданию «Космос Севера-2», только что увидел свет большой очерк творчества Анны Неркаги. Оно, конечно, «самостийным» северным литераторам видней, с кем контачить. Вот перечитал я на днях столичную рецензию на стихи Романа Рутина. «Бойкому» перу все равно, что тундра, что тайга, перепутаны названия мести поселений, не говоря уже про заглавия отдельных стихотворений.
А вся история нашей тюменской культуры, начиная с ХVII века, протестует против такого искусственного разделения. И политически, и экономически, и географически мы обречены на сотрудничество и равноправное единение. А поодиночке ни одна из разделившихся «литератур» не выживет. Будем надеяться, что в 1997 году сия мысль остановит разрушителей.