Так проходит тюменская слава
Полвека назад,28 января 1947 года, тогдашний министр нефтяной промышленности СССР Николай Байбаков, уступая настояниям ученых, впервые отдал распоряжение начать бурение опорных скважин в Западной Сибири «для определения разведочных работ на нефть и газ в районах, не изученных бурением».
Я помню, как мы, пацаны, тайком от родителей бегали смотреть на диковинную вышку, что выросла на окраине Тюмени, примерно там, где стоит сейчас ДК «Геолог» и начинается одна из примечательных тюменских улиц — проезд Геологоразведчиков. В самой Тюмени нефти, правда, не нашли. Но в 53-м, в Березово, ударил первый мощный фонтан газа, в 60-х в Шаи-ме и Приобье получена первая большая сибирская нефть.
В середине 80-х Тюмень вышла на пик своей славы, могущества и, увы, безудержного разбазаривания богатств: на протяжении нескольких лет каждые сутки выкачивалось отсюда по миллиону тонн нефти и миллиарду кубометров газа. Такого не знал ни один топливодобывающий регион мира. Но сегодня недра истощены, а в поиск и разведку никто вкладывать средства не желает. И на мой вопрос, что же может ожидать в таком случае Россию, один из первопроходцев Севера, первый начальник Тюменьгазпрома, а ныне полномочный представитель Минэкономики РФ в Западной Сибири Eвгений -Никифорович Алтунин ответил несколько неожиданно:
— А не надо ожидать. И так уже ясно, что мы катимся вниз. Добывали 400 миллионов тонн нефти в год, сейчас меньше половины. А в 2000 году дай бог набрать 160 миллионов тонн по Тюменской области. К этому времени и газовики почувствуют то же самое, если будет такое отношение к наращиванию запасов. И я не исключаю, что мы начнем покупать нефть за границей. Хотя, если вложить нормальные деньги в разведку, то мы еще не меньше ста лет сможем добывать здесь и нефть, и газ.