Платье и «всемирная акция» по его спасению
Eсли весной и осенью предпочтительным видом одежды является костюм, то платью мы отдаем должное зимой и летом. Зимой тема платья возникает в связи с чередой праздников, театральных премьер и концертных вечеров.
Историческая миссия платья прочно закрепила в нем половые признаки, чего не найти в любой другой одежде, ведь пальто, блейзеры, брюки, куртки, свитера и рубашки имеют теперь равные права в сфере двух полов. Исключительный же статус платья позволяет ему культивировать романтическое, женское начало.
Какова же стилистика этого сезона? Все детали отделки указывают на исторические цитаты: богатая вышивка, обилие искусственных цветов, меховая отделка, банты, перья. Их нарочитость служит платью как бы охранной грамотой. Современное нарядное платье выглядит так, словно организована всемирная акция спасения его как вида: вновь на подиумах пышные кринолины, корсажный лиф, тяжелые оборки, драгоценные кружева.
Некоторые дизайнеры буквально воспроизводят музейные образцы, как это сделал американец Оскар де ля Рента, возродив технологию и рисунок одного кружевного мотива восемнадцатого века. А в знаменитой вышивальной мастерской Парижа, которой руководит Франсуа Лесаж, каждый сезон рождается до тридцати тысяч новых узоров, превращающих обычное платье в произведение высокого искусства. Золотая тесьма на простом черном платье работы французского дизайнера Луи Феро принимает характер примитивного доисторического орнамента.
Дизайнеры ведут себя как расточительные буржуа, нагружая воспроизведения элементами -роскоши. Как будто платье в привычном значении — для каждого дня — для них больше не существует. Они видят в платье полноценную форму для настоящего творчества, работают с ним как со скульптурой…
В удивительных образцах современной роскоши мы любуемся самим искусством, не потерявшим своей значимости в эпоху тотального прагматизма. Но есть художники, умело примиряющие исторические идеи с современным пространством. Итальянец Джанни Версаче и немец Карл Лагерфельд, опираясь на прошлое, создали силуэты узких и длинных облегающих платьев, стилистика которых заключена в самой форме, а не в отделке: мода сегодня-предпочитает длину «макси», а также тесноватый крой. Исторические же корни одежды от Версаче и Лагерфельда завуалированы, хотя первый, без сомнения, вдохновлен пластикой древнеегипетских рельефов, а второй заворожен стилем Коко Шанель, сочетающим в себе простоту и элегантность.
Возвращение к платью — больше чем мода. Это ностальгическая память о временах, когда одежда не была столь безличной.
Новая мода на нарядные платья обозначена даже новым термином, чтобы выделить ее место в общем ряду, — glamour, что значит «очарование, волшебство». Соответствие этим качествам выражено тканью, из которой шьются сегодня платья: жатый муслин, тюль, кисея, атлас, бархат, шифон, кружево… Уже сами названия окутаны романтическим флером старины.
В этом, наверное, и состоит проблема моды: мы не хотим оглядываться назад, но не знаем, что у нас впереди.
Галина Ламанова, искусствовед тюменской дизайн-студии «Мода».
***
фото: