Предисловие к пожару
Именно — предисловие. Потому что предлагаю вам поразмышлять вместе со мною не только о тех пожарах, которые стали бичом для исторической части Тюмени, но и тех, которые обязательно будут.
Я понимаю, что пишу очень жестокие слова о «будущих пожарах». Но это не только мое мнение. Официальный документ, направленный начальником 22-го отряда государственной противопожарной службы Александром Вазенмиллером в администрацию города, не только содержит этот вывод, но и называет адреса будущих пожаров.
Как вы хорошо помните и знаете, в последние годы стали усиленно гореть старые одряхлевшие особнячки исторического, «особо охраняемого законом центра». Официальные комментарии были уклончивы и маловразумительны. Между тем народная молва, которая не всегда ошибается, утверждает, что загорания в историческом центре -не более чем простая расчистка места для строительства новых особняков. Говорят, что сильно заинтересованные просто нанимают бичей и те за бутылку разводят кострище…
Сказки? Может быть. Но как объяснить огневую пропажу «серебряного дома»? Помните, там жила одинокая женщина Мария Тимофеевна, которая просила у города квартиру взамен принадлежащего ей памятника архитектуры. Сгорел памятник в одночасье. О причинах никто не распространялся, никто не спешил сообщить даже о самых неприятных результатах расследования. А было ли расследование?
Вот и сейчас стоят в историческом центре Тюмени семь брошенных домов. Одни уже полусгоревшие, другие — в ожидании нечаянного огня.
Александр Вазенмиллер называет адреса деревянных зданий, снос которых не производится, а «возможность эксплуатации исключена ввиду аварийности, износа и последствий пожара».
Помянем их по порядку: двухэтажный дом по ул. Челюскинцев, 33; такой же по ул. Дзержинского, 28; бывшее здание милиции по ул. Челюскинцев; полусгоревшее здание казачьего штаба (тоже был памятник!) на ул. Семакова; бывшее здание ГПТУ по ул. М. Горького, дом по ул. Водопроводной,10 и склады речного порта на Масловском взвозе.
Для живых эти дома как бы не существуют. Стоят среди других строений, пялятся мертвыми окнами. Дают кров случайным жильцам. Приют на одну ночь. И опять горят. Приедут пожарные, затушат и ждут очередного пожара.
«По указанной проблеме, -пишет пожарный Вазенмиллер в городскую администрацию, -мы неоднократно обращались для принятия действенного решения в районные службы и городской комитет по управлению имуществом, однако мер не принято».
Может, скинуться на бутылку и бичей нанять?
***
фото: Опасный дом.