Сытый голодному не товарищ
Шум? Стон? Скандал? Пробный шар, забитый Марком Захаровым в «лузу» российской театральной жизни? Может, и не стоило знакомить нашего читателя со столичными «разборками» и «идеями фикс» — своих проблем хватает. Но очередной реформаторский зуд в театральной сфере завладел не просто знаменитым режиссером, а не менее известным общественным деятелем, художественным руководителем театра Ленком (бывший ТРАМ — театр рабочей молодежи 20-30 гг., потом имени Ленинского комсомола) Марком Захаровым.
Напомню, что совсем недавно он был членом Президентского совета, да и сейчас вхож в самые «высокие» двери. И неспроста именно он, в условиях хронического недофинансирования нашей культуры, выступил в общенациональной газете «Известия» со статьей «Зачем Москве 200 театров?». Опять Москва, но круги уже пошли по регионам. Так уж мы устроены, живем с оглядкой на столицы. В одном миллионном городе на юге России уже хотят закрыть недавно образованный ТЮЗ, не исключено, что и в Тюмени начнут задаваться этим вопросом.
А куда деваться? На днях пытался разговорить наших замечательных актеров-кукольников на тему об успешной премьере… они же в ответ — о невыплаченной зарплате за два месяца. Марку Захарову проще — театр всегда полон, «ложи блещут». Увы, он для меня больше не кумир. Канула в Лету эпоха духовно-потрясающего «Мюнхгаузена», возвышенных приключений любви в «Авось!». На смену пришли коммерчески выгодные постановки в садистско-мазохистском стиле и тренировки на сцене сексуальных возможностей «заслуженных и народных». Не знает, что лучше — пока удачные занятия бизнесом или творчеством, — изрядно потускневший и задерганный Александр Абдулов (сужу по недавнему телевизионному портрету в интересной программе Киры Прошутинской, АТВ (авторское телевидение).
Краткое изложение статьи мэтра: театров в Москве слишком много, что и не нужно, и экономически не оправданно. Их надо закрыть, чтобы другим жилось легче, и держать лишь коммерчески выгодные единицы. Цитирую дословно: «Eсли в голову(режиссерам)будет приходить одна только порнография, что же, и это не беда. Можно будет играть не в центре города, а в специально отведенном месте».
Странно все это слышать от художника такого уровня. Он ведь прекрасно знает, что театральное искусство пытается духовно-нравственной энергией вочеловечить, высветлить наш грешный мир чарующей гармонией и красотой. Театр, если он, конечно, театр, а не дом терпимости или приют для другой «любви», не может быть коммерческим. Жажда правды и нищета духа, пока еще свойственные немалой части моих соотечественников, увы, не в ладу с толстой мошной. Вот приезжает к нам в Тюмень днепропетровский балет, но цены — от 50 до 100 тыщ за билет. Конечно, извернемся, поведу дочь, давно мечтающую увидеть «Щелкунчика», но дыра в семейном бюджете ощутима (конец месяца).
И слава Богу, что в Тюмени это понимают, держат цены на места в наших гос. театрах вполне доступные. А сытый зритель способен лишь убить творчество. Так случилось со знаменитой Таганкой. Она стала элитарной, престижной, сейчас вообще развалилась на две труппы. Я на стороне тех моих московских коллег, которые уже ответили Марку Захарову несколькими открытыми письмами в прессе: экономический, политический и нравственный распад России — следствие распада духа. Узкий круг элитарных счастливчиков, выбранный мэтром и иже с ним, приведет театры к загниванию.
Затронул режиссер и проблему нашего менталитета (духовного склада народонаселения). Он, мол, у нас подорван. Однако уже и западные социологи открыли для себя качественную разницу нас и их в этой сфере. Духовные искания, поиски воодушевляющей идеи, дабы вывести страну из кризиса, в России традиционно актуализировались в искусстве. И это будет вполне экономически выгодно. Увы, многие наши кино-эстрадно-театральные звезды слишком заняты поисками «ниже пупа»…
Марк Захаров даже предложил возглавить процедуру разгона «плохих» театров с помощью комитета компетентных экспертов. Да что же это с нами происходит? Да неужто ему неизвестны печальные примеры, когда один известный эксперт в искусстве с удовольствием травил другого? Моцарт и Сальери, великий Гоцци всю жизнь преследовал великого Гольдони, Тургенев опускался до того, что фыркал носом на «испорченный» якобы Достоевским воздух… Я в театральном деле «варюсь» с1960 года и прекрасно знаю, что практически все режиссеры не выносят своих коллег. Как и художники, впрочем, и писатели…
Думаю, что мэтру знаком постулат о страстной природе искусства, которой чужда объективность, ведь и восприятие любого спектакля всегда субъективно. Видимо, чувствуя зыбкость своих критериев, предложенных для разгона театров, режиссер заканчивает статью ссылкой на понимание ситуации мэром Москвы Юрием Лужковым (очень влиятельным политиком в России), выраженном в личной беседе с мастером. Однако москвичи- сказали мне, что публично мэр высказался по-другому: «Театры должны закрываться, но их не нужно закрывать».
В ужасном «крестовом походе» по уничтожению «лишних» театров уже согласились участвовать «знакомые все лица». Но все они благоденствуют за счет антрепризы, когда в ударном темпе набирают на один спектакль звезд, и Демидова с плохо разыгранным наслаждением раздвигает ягодицы Пивцову, гадючно вышептывая острое желание попутешествовать поэтому «каналу» возбуждающей страсти (пьеса весьма модного германского автора Миллера).
«Кассу» набирают Холден Мильян «Цианистый калий… с молоком или без?», Россия как «Школа для дураков» Саши Соколова, «Дон-Кихоте приветом» в исполнении Татьяны Васильевой, Альберта Филозова, Льва Дурова. Промолчу про театр Романа Виктюка, чьи пристрастия до сих пор широко представляет наше ТВ. Eму, конечно же, «судьбоносное» предложение Марка Захарова в жилу. Наших детей оно уже оболванило крутой попсой, откровенной пропагандой наркотиков и зла, миражами легкого успеха и без-духовности.
В субботу, 16 февраля, был на премьере в нашем кукольном театре. Давали сказочно-фантазийную, очень добрую, постановку. Но многие важные слова летели мимо юного зрителя, он откровенно (и не специально!) мешал спектаклю, ибо, приученный к дешевым телешоу, начинал хлопать и выпевать «ду-ду, да-да» в любом месте, где начинало звучать ритмичное музыкальное сопровождение. А ведь «в начале было Слово…». Пишу в третьем часу ночи, рядом мелькает «Диск-канал» по ТВ-6. В кадре — бесстыжие, бессердечные молодые лица. Очередная группа под названием «Мумий Тролль». Якобы поют композицию «Кот кота». Рефрен: «Водку любишь? Это трудная вода…». Крупно наплывом — замочная скважина. «Героиня» подглядывает за ним. Он отвечает на взгляд большой зеленой постельной «игрушкой», просовывая ее в отверстие. Железный секс! Очень наглядная иллюстрация к «реформе» московского режиссера. Вполне возможный ее финал.
P.S. Голос сбоку: Завидуешь? В чужой карман заглядываешь? Зачем такой заголовок? — «Блаженны нищие духом…» — сказал Христос. — Голодные духом мои товарищи. В.Р.